А.Л. Венгер

Психологические рисунчные тесты

Иллюстрированное руководство

Предисловие

Глава1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РИСУНОЧНЫХ ТЕСТОВ И ТЕХНИКА ИХ ПРОВЕДЕНИЯ

Оценка метода

Проведение рисуночных тестов

ГЛАВА 2. РИСУНОК ЧЕЛОВЕКА

Возрастные закономерности

Когнитивные проблемы

Эмоциональные особенности

Сфера общения

Сфера социальных отношений

Сексуальная сфера

Признаки возможной психической патологии

ГЛАВА 3. РИСУНОК НЕСУЩЕСТВУЮЩЕГО ЖИВОТНОГО

Типология несуществующих животных

Эмоциональные особенности

Сфера общения

Агрессивность

Реакция на эмоциональнуютнагрузку

Признаки возможнойипсихической патологии

Комплексный анализ рисункаинесуществующих животных

ГЛАВА 4. РИСУНОК СЕМЬИ

Иерархические отношения

Семейные роли

Внутрисемейные контакты

Конфликтные отношения в семье

Агрессия в семейных отношениях

Заключение

Приложения

Приложенияе I. Сводный список тестовых показателей

Приложение II. Словарь терминов

Литература

ПРЕДИСЛОВИЕ

Среди диагностических средств, используемых в мировой психологической практике, рисуночные методы стоят на первом месте. В последние годы в нашей стране появилось довольно большое количество отечественных и переводных работ, в которых описываются рисуночные тесты. Значительную их долю составляют публикации, представляющие скореееоретический интерес: содержащие обоснование метода, общие подходы к интерпретации и отдельные примеры, иллюстрирующие эти подходы. В других работах указывается значение различных признаков, встречающихся в тестовых рисунках. Например, приводятся такие критерии оценки, как: «Глаза выпучены - грубость, черствость… Брови редкие, короткие - презрение, изощренность».

Однако показатели, учитываемые при интерпретации рисуночных тестов, не однозначны. Так, выпученные глаза могут появиться на рисунке отнюдь не только вследствие грубости, черствости, но и как симптом наличия страхов или как проявление подозрительного отношения к окружающим. Очень часто один и тот же признак может интерпретироваться двумя, тремя или четырьмя различными способами в зависимости от того, с какими еще признаками он сочетается.

Как научиться выбирать правильную интерпретацию в каждом конкретном случае? Что делать, если в рисунке встретились признаки, противоречащие один другому? Какому из них доверять? И самый главный вопрос: как на основе отдельных разрозненных показателей составляется целостный психологический портрет обследуемого? Тот портрет, который позволяет намечать психокоррекционные задачи, давать рекомендации, строить обоснованный прогноз.

Чтобы успешно проводить психологическую диагностику, недостаточно знать значение тех или иных тестовых показателей. Необходимо еще и владеть общей логикой анализа, позволяющей рассматривать эти показатели в их взаимосвязях. Иначе вместо целостной картины мы получим бессистемный набор психологических характеристик. Поэтому я и счел необходимым предложить читателю эту книгу. В ней приводится список подобных показателей (более трехсот) с указанием различных возможных вариантов их интерпретации.

Главное содержание составляет детальный психологический анализ более 160 рисунков, выполненных детьми разного возраста и взрослыми клиентами. Для анализа отобраны материалы, в которых наиболее отчетливо проявляются особенности, характерные для тестовых рисунков (отбор проводился из нескольких тысяч рисунков, собранных за 30 лет консультативной и психокоррекционной работы).

Искусство интерпретации рисуночных тестов требует знакомства с большим количеством разных вариантов выполнения заданий. Оно приходит с опытом работы. Конечно, никакая книга - в том числе и эта - его не заменит, но она может стать своего рода «тренажером», на котором проводится предварительная отработка навыков диагноста. Проводя вместе с автором анализ рисунков, вы постепенно научитесь выделять значимые признаки, соотносить их между собой, делать выводы.

Жанр этой книги - практическое руководство - побудил меня отказаться от развернутых обоснований и литературных ссылок при изложении материала. Основной упор сделан на демонстрацию самого процесса интерпретации рисунков. При описании критериев, на которых она основана, использованы как литературные данные, так и клинический опыт автора.

Я хочу выразить глубокую признательность психологу Российской медицинской академии последипломного образования Елене Ивановне Морозовой, побудившей меня написать эту книгу и оказывавшей неоценимую помощь на всех этапах работы. В число иллюстраций вошли любезно предоставленные Еленой Ивановной рисунки из ее коллекции. Я благодарен также моим многочисленным соавторам: детям и взрослым, чьи рисунки напечатаны в книге.

Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РИСУНОЧНЫХ ТЕСТОВ И ТЕХНИКА ИХ ПРОВЕДЕНИЯ

Оценка метода

Многочисленные исследования детских рисунков показали, что в развитии рисования имеются четкие возрастные стадии, сменяющие друг друга в определенной последовательности. При нарушениях в умственном развитии наблюдается запаздывание в переходе ребенка от стадии к стадии, своего рода остановки на ранних стадиях. Эта закономерность и позволяет оценивать умственное развитие с помощью рисуночных тестов.

Применение рисуночных тестов для выявления личностных особенностей человека основано на принципе проекции, т. е. на вынесении вовне своих переживаний, представлений, стремлений и т. п. Рисуя тот или иной объект, человек невольно, а иногда и сознательно передает свое отношение к нему. Вряд ли он забудет нарисовать то, что кажется ему наиболее важным и значимым; а вот тому, что он считает второстепенным, будет уделено гораздо меньше внимания. Если какая-то тема его особенно волнует, то при ее изображении проявятся признаки тревоги. Рисунок - это всегда какое-то сообщение, зашифрованное в образах. Задача психолога состоит в том, чтобы расшифровать его, понять, что говорит ему обследуемый.

Для диагностического использования рисунков очень важно, что они отражают, в первую очередь, не сознательные установки человека, а его бессознательные импульсы и переживания. Именно поэтому рисуночные тесты так трудно «подделать», представив в них себя не таким, какой ты есть в действительности.

Как и прочие проективные тесты, рисуночные методики очень информативны, т. е. позволяют выявить множество психологических особенностей человека. При этом они просты в проведении, занимают немного времени и не требуют никаких специальных материалов, кроме карандаша и бумаги.

Дополнительным достоинством рисуночных методов является их естественность, близость к обычным видам человеческой деятельности. Тот или иной опыт рисования есть практически у каждого человека. Наиболее близко это занятие детям, поэтому при обследовании детей рисуночные методы применяются особенно часто. Ребенку легко понять тестовую инструкцию, для выполнения методик не нужен высокий уровень развития речи. Вместе с тем, рисунки - удобный повод для того, чтобы непринужденно завязать клиническую беседу.

В отличие от большинства других тестов, рисуночные методики могут проводиться многократно и сколь угодно часто, не утрачивая своего диагностического значения. Они применимы к клиентам самого разного возраста - от дошкольного до взрослого включительно. Это позволяет использовать их для контроля динамики состояния и для наблюдения за ходом психического развития в течение длительного периода.

При диагностике познавательного развития детей 4,5-7 лет одним из наи­более адекватных является тест "Самое непохожее", разработанный Л.А. Венгером. Этот тест носит комплексный характер и позволяет изучить не только мышление, но и восприятие детей.

стимульный материал

8 геометрических фигур разной формы, цвета и размера, из них: 2 синих круга (большой и маленький), 2 красных круга (большой и маленький), 2 синих квадрата (большой и маленький) и 2 красных квадрата (большой и маленький). В приложении фигурки, соответственно, черные и незакрашен­ные.

Инструкция

Посмотри на эти фигурки. Чем они отличаются друг от друга? А теперь выбери из этих фигурок одну, которая бы ничем не была похожа на выбран­ную мной (взрослый берет одну из фигурок и выкладывает перед ребенком), вспомни, что выбранная тобой фигурка не должна походить на мою ни фор­мой, ни цветом, ни размером (для детей 4,5-5,5 лет). Посмотри на эти фигур­ки. Я выкладываю перед тобой одну из них, а ты должен найти другую, которая ничем не походит на выбранную мной (для детей 5,5-7 лет).

Проведение теста

В начале работы все восемь фигурок раскладывают на столе в один ряд. Во время беседы дети могут брать их в руки, раскладывать по форме, цвету или размеру. Затем их снова в произвольном порядке выкладывают в один ряд, из которого взрослый вынимает одну фигурку, кладет ее на стол перед ребенком и просит положить рядом самую непохожую из оставшихся фигур. В том случае, если ребенок 4-5 лет затрудняется в выделении всех трех отли­чий (параметров) этих фигурок, ему можно помочь, подсказав: "Обрати вни­мание на размер (или цвет) фигурок". Если дети находят неправильную фи­гурку, им надо помочь, подсказав, чем эта фигура схожа с выбранной взрос­лым. Если вы, например, выбрали маленький синий квадрат, а ребенок выб­рал большой синий крут, ребенку можно сказать: "Молодец, действительно твоя фигура большая, а моя - маленькая, это круг, а у меня - квадрат. Но не и. я просила, чтобы они ничем не были похожи, а у тебя они одного цвета. Давай положим эту фигурку на место, и ты найдешь другую, самую непохо­ жую". Таким образом вы не только указываете на ошибку, допущенную ре- ос и ком, но и подчеркиваете еще раз, какие параметры необходимо учиты­вать при выборе нужной фигуры. Такое объяснение при ошибке можно дать д етям любого возраста. Помощь можно оказывать два раза, но если ребенок не справился с заданием даже после ваших объяснений, тестирование прерывают. Если ребенок правильно выбрал фигурку, задание повторяют еще раз, чтобы убедиться в том, что правильный выбор был не случаен. В конце Тестирования ребенка просят объяснить, почему он выбрал именно эту фигуру.

Анализ результатов

При оценке деятельности детей 4,5-5,5 лет можно считать правильным ответ, основанный на учете двух параметров из трех.

Нормально и то, что дети, отвечая на вопрос об отличии фигур, могут сказать, что разница в том, что одни из них синие, а другие - красные, одни большие, а другие - маленькие, одни круглые, а другие - квадратные (вме­сто того, чтобы сказать: они отличаются формой, цветом и величиной, что является нормой для детей 6-7 лет).

Дети 6-7 лет должны эти параметры вычленить "про себя", без вашей просьбы и обсуждения, которое начинается только в том случае, если они неправильно выбирают фигуру, так как в норме уже с 5,5 лет дети должны ориентироваться на все три параметра при выборе непохожей фигурки. В случае ошибки им необходима такая же помощь, как и младшим детям.

Большое значение в любом возрасте имеет реакция ребенка на помощь, так как обучаемость (то есть умение решить задачу сразу после объяснения взрослого) зависит от способностей. Способные, хотя и плохо обученные дети могут с помощью взрослого полностью решить задачу даже в 4,5-5 лет, в то время как малоспособные дети нуждаются в неоднократном повторении для того, чтобы правильно выбрать фигуру даже в 6-7 лет. Необходимо помнить о том, что и в этом случае обучение служит не только диагностикой, но и коррекцией познавательных способностей детей.

Инструкция . Послушай меня внимательно. Я тебе сейчас буду задавать вопросы, а ты должен ответить, какой вариант ответа тебе нравится больше.

  1. Если бы было две школы – одна с уроками русского языка, математики, чтения, пения, рисования и физкультуры, а другая – только с уроками пения, рисования и физкультуры, – в какой из них ты хотел бы учиться?
  2. Если бы было две школы – одна с уроками и переменками, а другая только с переменками и никаких уроков. В какой из них ты хотел бы учиться?
  3. Если бы было две школы – в одной ставили бы за хорошие ответы пятерки и четверки, а в другой давали бы сладости и игрушки. В какой из них ты хотел бы учиться?
  4. Если бы было две школы – в одной можно вставать только с разрешения учительницы и поднимать руку, если хочешь что-то спросить, а в другой можно делать на уроке все, что хочешь. В какой из них ты хотел бы учиться?
  5. Если бы было две школы – в одной задавали бы уроки на дом, а в другой нет. В какой из них ты хотел бы учиться?
  6. Если бы у вас в классе заболела бы учительница и директор предложил бы ее заменить другой учительницей или мамой, кого бы ты выбрал?
  7. Если бы мама сказала: «Ты у меня еще маленький, тебе трудно вставать, делать уроки. Останься в детском саду, а в школу пойдешь на будущий год» - согласился бы ты с таким предложением?
  8. Если бы мама сказала: «Я договорилась с учительницей, что она будет ходить к нам домой, и заниматься с тобой. Тебе не придется ходить по утрам в школу» – согласился бы ты с таким предложением?
  9. Если бы соседский мальчик спросил тебя, что тебе больше всего нравится в школе, что бы ты ему ответил?

Обработка результатов: за каждый правильный ответ даётся 1 балл, за каждый неправильный ответ - 0 баллов. Мотивационная готовность считается сформированной, если ребёнок набрал 5 баллов и больше.

Опросник мотивации (для школьников 2-5 классов)

Цель : опросник предназначен для выявления мотивационных предпочтений в учебной деятельности.

Ситуация оценивания: опросник содержит 27 высказываний, объединенных в 9 шкал: 1 - отметка, 2 – социальная мотивация одобрения - требования авторитетных лиц (стремление заслужить одобрение или избежать наказания), 3 – познавательная мотивация; 4 – учебная мотивация, 5 – широкие социальные мотивы; 6 - мотивация самоопределения в социальном аспекте; 7. п рагматическая внешняя утилитарная мотивация; 8 – социальная мотивация – позиционный мотив; 9 – отрицательное отношение к школе.

Ниже приведены высказывания, соответствующие каждой из перечисленных шкал.

1. Отметка

чтобы быть отличником

чтобы хорошо закончить школу

чтобы получать хорошие отметки


2. Социальная мотивация одобрения - Требования авторитетных лиц

чтобы родители не ругали

потому что этого требуют учителя

чтобы сделать родителям приятное

3.Познавательная мотивация

потому что учиться интересно

потому что на уроках я узнаю много нового

потому что в школе я получаю ответы на интересующие меня вопросы

4. Учебная мотивация

чтобы получить знания

чтобы развивать ум и способности

чтобы стать образованным человеком

5. Социально – широкие социальные мотивы

чтобы в будущем приносить людям пользу

потому что хорошо учиться – долг каждого ученика перед обществом

потому что учение самое важное и нужное дело в моей жизни

6.Мотивация самоопределения в социальном аспекте

чтобы продолжить образование

чтобы получить интересную профессию

чтобы в будущем найти хорошую работу

7. Прагматическая внешняя утилитарная мотивация

чтобы в дальнейшем хорошо зарабатывать

чтобы получить подарок за хорошую учебу

чтобы меня хвалили

8. Социально – позиционный мотив

чтобы одноклассники уважали

потому что у нас в школе хорошие учителя, и я хочу, чтобы меня уважали

потому что не хочу быть в классе последним

9. Негативное отношение к учению и школе

мне не хочется учиться

я не люблю учиться

мне не нравится учиться

Инструкция: «Ниже приведен ряд утверждений, высказанных твоими сверстниками о том, зачем и для чего они учатся. Прочитай их внимательно. Можешь ли ты сказать так о себе, о своем отношении к учению? С некоторыми из этих утверждений ты согласишься, с некоторыми – нет.

Пожалуйста, оцени степень своего согласия с этими утверждениями по 4-балльной шкале: 4 – совершенно согласен, 3 – скорее согласен, 2 – скорее не согласен, 1 – не согласен.

1. Я учусь, чтобы быть отличником

2. Я учусь, чтобы родители не ругали

3. Я учусь, потому что учиться интересно

4. Я учусь, чтобы получить знания

5. Я учусь, чтобы в будущем приносить людям пользу

6. Я учусь, чтобы потом продолжить образование

7. Я учусь, чтобы в дальнейшем хорошо зарабатывать

8. Я учусь, чтобы одноклассники уважали

9. Я не хочу учиться

10. Я учусь, чтобы хорошо закончить школу

11. Я учусь, потому что этого требуют учителя

12. Я учусь, потому что на уроках я узнаю много нового

13. Я учусь, чтобы развивать ум и способности

14. Я учусь, потому что хорошо учиться – долг каждого ученика перед обществом

15. Я учусь, чтобы получить интересную профессию

16. Я учусь, чтобы получить подарок за хорошую учебу

17. Я учусь, потому что у нас в школе хорошие учителя и я хочу, чтобы меня уважали

18. Я не люблю учиться

19. Я учусь, чтобы получать хорошие отметки

20. Я учусь, чтобы сделать родителям приятное

21. Я учусь, потому что в школе я получаю ответы на интересующие меня вопросы

22. Я учусь, чтобы стать образованным человеком

23. Я учусь, потому что учение самое важное и нужное дело в моей жизни

24. Я учусь, чтобы в будущем найти хорошую работу

25. Я учусь, чтобы меня хвалили

26. Я учусь, потому что не хочу быть в классе последним

27. Мне не нравится учиться

Критерии оценивания:

Обработка результатов: подсчитывается количество баллов, набранных по каждой из шкал. Строится профиль мотивационной сферы, дающий представление об особенностях смысловой сферы учащегося.

Интегративные шкалы:

Учебно - познавательная – суммируются баллы по шкалам (3 познавательная +4 учебная).

Социальная – суммируются баллы по шкалам (5 широкие социальные мотивы +6 перспектива самоопределения социального и профессионального).

Внешняя мотивация – суммируются баллы по шкалам (1 отметка + 7 прагматический).

Социальная – стремление к одобрению – суммируются баллы по шкалам (2 требования авторитетных лиц +8 позиционный)

Негативное отношение к школе – 9.

Уровни: оценивается мотивационный профиль.

0 – пик на шкале «негативное отношение к школе»,

1 – пики неадекватной мотивации (внешняя, социальная – одобрение)

2- нет явного преобладания шкал, выражены учебно-познавательная и социальная шкалы.

3 – пики учебно-познавательной и социальной мотивации. Низкие показатели негативного отношения к школе.

Данная диагностическая методика относится к нестандартным методикам и применяется для обследования детей в возрасте пяти-семи лет. Направлена методика «Самое непохожее » , автором которой является .

Какие же особенности мышления можно выявить благодаря методике «Самое непохожее»?

С помощью данной диагностической методики можно определить уровень овладения такими мыслительными операциями: анализ, сравнение, а также обобщения признаков.

Необходимый материал для проведения обследования

Набор геометрических фигур (смотрите первую картинку с фигурками), которые отличаются тремя признаками: размер, цвет, форма. Количество фигур – 8. Из них 4 круга и 4 квадрата. Из четырех кругов 2 маленьких и 2 больших. Из двух больших кругов один красный, а другой синий. Из двух маленьких кругов, также, один красный, а другой синий. Аналогично обстоит дело с квадратами.

Порядок проведения диагностической методики «Самое непохожее»

Взрослый раскладывает перед ребенком все вышеназванные фигуры в произвольном порядке (смотрите второй рисунок с фигурами), можно их все положить и в один ряд.

Далее взрослый предлагает ребенку рассмотреть фигуры, лежащие перед ним. Он обращает внимание ребенка на то, что все эти фигуры разные, и просит рассказать, чем они отличаются друг от друга.

Необходимо проследить, чтобы были названы все отличительные признаки фигур: цвет, форма, размер. Ребенок может назвать их более доступным для себя способом. Например: одни большие фигурки, а другие маленькие; эти круглые, а эти квадратные; одни красного цвета, а другие синего.

Можно помочь ребенку наводящими вопросами. Например, взрослый берет два круга одного цвета (две фигуры, отличающиеся по одному признаку) и спрашивает у ребенка, чем они отличаются (размером: один большой, а другой маленький). Подобным образом отмечаются и другие отличительные признаки.

Потом делается обобщающий вывод о том, что здесь есть фигуры красные и синие, круглые и квадратные, маленькие и большие.

После этого взрослый одну из фигур (в данном случае не имеет значения, какую именно) достает из общего ряда и кладет перед ребенком. При этом ребенку дается задание – найти самую непохожую на эту фигуру среди всех остальных. Также уточняется, что здесь есть только одна самая непохожая фигура.

Выбранную ребенком фигуру взрослый кладет рядом с исходной и спрашивает его о том, почему он выбрал именно эту фигуру, почему именно она, по его мнению, самая непохожая. Ответы ребенка фиксируются.

Задание повторяется не менее2-3 раз, то есть ребенок находит самую непохожую фигуру для 2-3 образцов.

Оценка результатов проводимого обследования

Высокий уровень выполнения задания . Ребенок при выборе самой непохожей фигуры в подавляющем большинстве случаев ориентировался на все три признака и называл один или два.

Средний уровень выполнения задания . Ребенок в большинстве случаев делал выбор самой непохожей фигуры по двум признакам и называл один.

Низкий уровень выполнения задания . Ребенок ориентировался в основном на один признак, не называя его.

ВАЖНО:

Не перестаю повторять, уважаемые взрослые, никогда не делайте поспешных выводов. Помните, чем больше различных методик будет использовано, тем объективнее будет конечный результат. И еще, не забывайте о позитивном настрое и уважительном отношении к каждому ребенку.

Для проведения исследования памяти ребенка рекомендую , для исследования восприятия - , а для выявления самооценки ребенка-дошкольника -

Цель: Выявление уровня сформированности внутренней позиции школьника.

Материал: Словесные ситуации, вопросы к детям на выбор одного варианта ответа.

Инструкция: Послушай, сейчас мы поиграем с тобой в игру «Две школы».

Я буду рассказывать тебе про первую и вторую школы, а ты выберешь ту, в которой хотел(а) бы учиться.

Словесные ситуации:

1. Если бы было две школы: одна с уроками русского, математики, чтения, рисования, пения, физкультуры, а вторая с уроками рисования, физкультуры, пения. В какой из этих школ ты бы хотел(а) учиться?

2. Если бы было две школы: в одной уроки и переменки, а в другой только переменки. В какой из этих школ ты бы хотел(а) учиться?

3. Если бы было две школы: в первой за хорошие ответы учитель ставит «5» и «4», а во второй за хорошие ответы дают сладости и игрушки. В какой из этих школ ты бы хотел(а) учиться?

4. Если бы было две школы: в одной можно вставать только с разрешения учителя или поднимать руку, если что-то нужно спросить, а в другой школе на уроках можно делать все, что тебе хочется. В какой из этих школ ты бы хотел(а) учиться?

5. Если бы было две школы: в одной задают задания на дом, а в другой не задают. В какой из этих школ ты бы хотел(а) учиться?

6. Если бы у вас в классе заболела учительница и директор предложил бы заменить ее твоей мамой или другой учительницей. Кого бы ты выбрал(а)?

7. Если бы мам сказала тебе: «Я договорилась с учительницей, она будет приходить к нам домой и заниматься с тобой дома, а в школу ходить не нужно». Что бы ты выбрал(а)?

8. Если бы мама сказала: «Ты у меня еще маленький, тебе трудно будет вставать рано утром в школу и делать уроки. Останься в детском саду, а на следующий год пойдешь в школу». Согласил(а)ся бы ты с этим предложением?

9. Если бы соседский мальчик (девочка) спросил (а): «Что тебе больше всего нравится в школе?». Что бы ты ответил(а)?

Оценка результатов:

За правильный ответ – 1 балл;

За неправильный – 0 баллов.

Внутренняя позиция считается сформированной, если ребенок набирает 5 и более баллов.

3) методика – «Исследование мотивации учения у старших дошкольников ».

Данная методика разработана М.Р. Гинзбургом . Ее описание дается по книге «Развитие мотивов учения у детей 6-7 лет». Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М., 1998.

В основу методики положен принцип «персонализации» мотивов. Детям предлагается небольшой рассказ, в котором каждый из исследуемых мотивов выступает в качестве личностной позиции одного из персонажей. Методика проводится индивидуально с каждым ребенком. После прочтения каждого абзаца перед ребенком выкладывается схематический, соответствующий содержания рисунок, который служит внешней опорой для мотивации.

Цель: Выявить преобладание определенного мотива, при поступлении в школу.

Инструкция: Сейчас я тебе прочитаю рассказ.

Мальчики (девочки) разговаривали о школе. Первый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. Если бы не мама, я бы в школу не ходил».

На стол перед ребенком выкладывается карточка с рисунком №1 женская фигура с указывающим жестом: перед ней фигура ребенка с портфеле в руках. (Внешний мотив.)

Второй мальчик (девочка) сказал: «Я хожу в школу потому, что мне нравится уроки делать. Даже если бы школы не было, я все равно бы учился».

Выкладывается карточка с рисунком №2: фигура ребенка, сидящего за партой. (Учебный мотив.)

Третий мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно поиграть».

Выкладывается карточка с рисунком №3: фигурки двух детей, играющий в мяч. (Игровой мотив.)

Четвертый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким».

Выкладывается карточка с рисунком №4: две фигурки, изображенный спиной друг к другу: у той, что повыше, в руках портфель, у той, что пониже, игрушечный автомобиль. (Позиционный мотив.)

Пятый мальчик (девочка) сказал: «Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься – и можешь стать кем захочешь».

Выкладывается карточка с рисунком №5: фигурка с портфелям в руках направляется к зданию. (Социальный мотив.)

Шестой мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что получаю там пятерки».

Выкладывается карточка с рисунком №6: фигурка ребенка, держащего в руках раскрытую тетрадь. (Отметка)

После прочтения рассказа задаются вопросы:

А как по-твоему, кто из них прав? Почему? – Выбор I.

С кем из них ты хотел бы вместе играть? Почему? – Выбор II.

С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему? – Выбор III.

Дети последовательно осуществляют три выбора.

Обработка данных исследования: Ответы (выбор определенной картинки) заносятся в общую таблицу и затем оцениваются экспериментатором.

I выбор – внешний мотив – 0 б.;

II выбор – учебный мотив – 5 б.;

III выбор – игровой мотив – 1 б.;

IV выбор – позиционный мотив – 3 б.;

V выбор – социальный мотив – 4 б.;

VI выбор – отметка – 2 б.

Контрольный выбор добавляет к общей сумме количество баллов соответствующего выбора.

Мотивация учения диагностируется по наибольшему количеству баллов (доминирующая). Вместе с тем ребенок может руководствоваться и другими мотивами. О несформированности мотивации учения свидетельствует отсутствие предпочтений, т.е. различные подходы во всех ситуациях.