Родителям рекомендуется:
Поговорить с ребенком о том, какое время года наступило.
Во время прогулки в парке обратить внимание на изменения, происходящие в живой и неживой природе ранней весной.
Назвать весенние месяцы, обратить внимание на первый весенний месяц – март.
Понаблюдать, как изменилась погода: стало теплее или холоднее, день стал короче или длиннее.

Вместе с ребенком сравнить одежду людей ранней и поздней весною.
Рассказать ребенку о празднике 8 МАРТА – кого поздравляют в этот день, почему его называют «Мамин день».
Научить ребенка словам поздравления для того, чтобы он сказал их в этот день маме, сестре, бабушке, воспитательнице в детском саду.

Объясните, что первые весенние цветы называются первоцветами. Помогите ребенку запомнить слово "первоцветы".
Рассмотрите цветок (любой) и помогите ребенку запомнить его строение: корень, стебель, лист, цветок. Обратите внимание на цвет и запах цветов.


Предметный словарь.
Существительные: весна, март, апрель, май, погода, солнце, тепло, дождь, лужа, грязь, туча, снеготаяние, распутица, капель, пробуждение, ручей, проталина, половодье, разлив, наводнение, ледоход, льдина, набухание, почка, цветение, черемуха, сирень, трава, лист, первоцвет, мать-и-мачеха, подснежник, одуванчик, тюльпан, нарцисс, примула, пион, земля, пахота, сев, посевная, посадка, сад, огород, поле.

Глаголы: бежать, журчать, бурлить, звенеть, течь, висеть, крошиться, ломаться, плыть, пускать, набухать, лопаться, распускаться, зеленеть, цвести, возвращаться, прилетать, петь, копать, боронить, пахать, сажать, сеять, пробудить, зазеленеть, согреть, растопить, промочить, посадить.

Прилагательные: весенний, ранний, поздний, быстрый, чистый, мутный, звонкий, разговорчивый, бурный, говорливый, липкий, клейкий, пахучий, мягкий, шелковистый, нежный, свежий, изумрудный, ольховый, березовый, тополиный.

Наречия: по-весеннему, ярко, бурно, тепло, ласково, звонко, светло, зелено, весело, наконец, внезапно.


Дидактические игры.

Придумайте противоположные по значению слова — «слова-неприятели».
ранняя — поздняя
солнечная — пасмурная
нежданная — долгожданная
мелкий — глубокий
мокрая — сухая
рыхлая — плотная
оживать — замирать
ясно — пасмурно

Послушайте и повторите близкие по значению слова — «слова-приятели».
половодье — разлив, паводок, полая вода, высокая вода
прилет — возвращение (птиц)
мокрая — влажная, сырая (земля)
идет — шагает, спешит (весна)
шумит — бурлит, журчит, звенит (ручей)


Ответьте на вопросы.
Где вы можете увидеть сережки? (Сережки можно увидеть ранней весной на березе, иве и ольхе. Сережки свисают под подбородком у петуха и курицы).

Какие сережки есть у твоей мамы или сестры?

Каким ласковым именем можно назвать мальчика Сережу? (Сережка.)

Скажите ласково.
ручей — ручеек, ручеечек
тюльпан — тюльпанчик
земля — земелюшка
трава — травка, травушка, травинка, травинушка

Составьте новое слово из двух.
Как называется явление, когда тает снег? (Снеготаяние.)
Как называется явление, когда идет лед? (Ледоход.)
Каким словом можно назвать первые цветы? (Первоцветы.)
Если мы долго ждем весну, значит, она какая? (Долгожданная.)


«Один — много».
один ручей — ручьи — много ручьев
один тюльпан — тюльпаны — много тюльпанов
одна лужа — лужи — много луж
одна льдина — льдины — много льдин

Ответьте на вопросы какой? какая? какое? какие?
Весна (какая?) (ранняя, поздняя, запоздалая, теплая, нежданная, светлая, прекрасная).
Земля весной (какая?) (сырая, влажная, холодная, рыхлая, плотная, мокрая).
Капель весной (какая?) (звонкая, чистая, радостная, весенняя).
Погода весной (какая?) (весенняя, солнечная, тихая, ветреная, дождливая, ясная).
Трава весной (какая?) (молодая, мягкая, шелковистая, нежная, зеленая, ярко-зеленая, свежая, изумрудная).
Весеннее солнце (какое?) (яркое, ласковое, теплое, лучистое, приятное, золотое, оранжевое).
Листья весной (какие?) (молодые, липкие, клейкие, нежные, свежие, светло-зеленые, зеленые, пахучие, бархатистые).

Ручьи весной (какие?) (быстрые, чистые, звонкие, разговорчивые, говорливые, бурные, серебристые, мутные).

Говорите и выполняйте.
Что я делаю? (Я копаю, сею, сажаю.)
Что мы делаем? (Мы копаем, сеем, сажаем.)
Спроси у друга. (Ты копаешь, сеешь, сажаешь?)
Скажите обо мне, что я делаю. (Вы копаете, сеете, сажаете.)
Скажите, что делает Оля или Коля. (Он(-а) копает, сеет, сажает.)
Что они делают? (Они копают, сеют, сажают.)

Игры со звуками, буквами и словами (Задания выполняются с использованием наглядного материала.)
Назовите первый звук в словах:

Разлив, почка, май, лужа, грязь. Как называются эти звуки? (Согласные твер­дые звуки.)
Назовите последний звук в словах:

Сирень, грязь, капель. Как называются эти звуки? (Согласные мягкие звуки.)
Какой последний звук слышится в словах:

Лужа, теп­ло, ручьи, льдины? Как называются эти звуки? (Гласные звуки.)

Развитие мелкой моторики. Выполняйте действия в соответствии со смыслом текста стихотворения. Наши алые цветки

Раскрывают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки,
Тихо засыпают,
Головками качают.
Т. Ткаченко

Мимические упражнения.

Изобразите зверей, встречающих весну: из норки вылезает ежик, просыпаются барсук и медведь, радуются зайчик и белочка.
Представьте себя говорливыми ручьями, печальными снеговиками, плачущими сосульками и пробивающимся из-под снега подснежником.
Пластический этюд «Медведь в берлоге». Пригрело солнышко, снег растаял, и вода попала медведю в берлогу. Покажите, как медведь испугался, удивился, огорчился,
а потом обрадовался, поняв, что пришла весна.

Упражнения для мышц шеи
Ветерок качает подснежник. Наклоны головы влево-вправо (шея расслаблена).
Дети радуются солнышку и поют ему песенку, состоящую гласных: «А-э-и-о-у».


Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц
Медведь проснулся после зимней спячки. Открывать рот с глухим вдохом. (Имитация зевания.)
На реке трескается лед, плывут льдины. Двигать нижней челюстью вправо-влево.


Выучите и отгадайте загадки с детьми. Нарисуйте отгадки.

Тает снежок, ожил лужок.
День прибывает.
Когда это бывает?

(Весной)

Я раскрываю почки в зеленые листочки.
Деревья одеваю, посевы поливаю.
Движения полна. Зовут меня... (весна).

Е. Карганова

Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело
И в полях звенит ручей,

Если солнце ярче светит,

Если птицам не до сна,

Если стал теплее ветер,

Значит, к нам пришла... (весна).


Прочитайте стихотворения детям. Выучите понравившееся. Понимает ли ребенок, о чем идет речь в стихотворениях.

Где ты, солнышко, проснись!
Где ты, скворушка, вернись!
Сыпать снег зима устала.
Кап, кап, кап! Весна настала.
Е. Карганова

ВЕСНА
К нам весна шагает быстрыми шагами.
И сугробы тают под ее ногами.
Черные проталины на полях видны.
Верно, очень теплые ноги у весны.
И. Токмакова


РАЗГОВОР С ВЕСНОЙ
— Ну, весна, как дела?
— У меня уборка.
— Для чего тебе метла?
— Снег мести с пригорка.
— Для чего тебе ручьи?
— Мусор смыть с дорожек!
— Для чего тебе лучи?
— Для уборки тоже.
Все промою, просушу —
Вас на праздник приглашу!
О. Высотская

ОТТЕПЕЛЬ
По чуть-чуть, по капельке
Каплют капли-капельки...
На людей, на молы,
На ступеньки школы,
И на море, и на лес,
И с карнизов, и с небес —

Отовсюду, без конца...
Вот и лужа у крыльца,
На дорожке и везде —
Вся земля уже в воде,
По чуть-чуть, по капельке
Смыт весь снег до капельки!
В. Пальчинскайте


ПОДСНЕЖНИК
Выглянул подснежник
В полутьме лесной,
Маленький разведчик, посланный весной.
Пусть еще над лесом властвуют снега,
Пусть лежат под снегом сонные луга,
Пусть на спящей речке неподвижен лед,
Раз пришел разведчик — и весна придет.
Е. Серова

ОДУВАНЧИК
Уронило солнце лучик золотой.
Вырос одуванчик — первый, молодой.
У него чудесный золотистый цвет,
Он большого солнца маленький портрет.
О. Высотская

ПОДАРКИ ВЕСНЫ
— Что, Весна, ты принесла?
И ответила Весна:
— Принесла я вам, ребятки,
Лейки, грабли и лопатки,
Первые подснежники,
Желтые скворечники.
Принесла я вам грачей,
И скворцов, и зябликов.
И несет любой ручей
Целый флот корабликов.
И еще я принесла
Много света и тепла,
Прыгалки и салки,
Новые считалки.
Все ребята удивились:
Как-то сразу появились
Почки клейкие в лесу,
Травка на опушке
И у Маши на носу
Первые веснушки.
Г. Сапгир



Посмотрите мультфильмы с детьми и побеседуйте об увиденном

Источники:
Е.А. Пожиленко "Энциклопедия развития ребенка", С-П КАРО, 2006 г.
Е. А. Пожиленко "Артикуляционная гимнастика", С-П КАРО, 2004 г.

Елена Шипицына
Интегрированное занятие «Весна»

Тема : «Весна » .

Цель : Выяснить у детей знания об основных приметах весны , нацелить на последующее наблюдение природы весной .

Задачи :

1. Активизировать знания детей о весенних изменениях в природе; упражнять в подборе и согласовании прилагательных и глаголов с существительными, продолжать формировать интерес к художественному слову с яркими описаниями, сравнениями, характеризующими явления и объекты природы.

(Коммуникация, Познание, Художественная литература)

2. Развивать мыслительные операции : сравнение, уподобление, выделение характерных признаков в процессе восприятия предметов и явлений.

(Познание, Социализация)

3. Поддерживать оптимальную двигательную активность детей в целях предупреждения утомляемости, обеспечения смены видов деятельности, воспитывать умение согласовывать свои действия с действиями других.

(Социализация, Художественное творчество)

Дети становятся полукругом перед интерактивной доской . Просмотр презентации. Кадр «Весна » .

Воспитатель читает стихотворение В. Алферовой

«Март»

Отшумели все метели

И морозы не трещат.

С крыш закапали капели,

И сосульки в ряд висят.

Веселее и теплее

Стали мартовские дни.

Звонко тенькает синица

Возле нашего окна…

Скоро в дверь нам постучится

Настоящая (весна )

Ребята, о каком времени года мы сегодня с вами побеседуем? весне )

Как вы думаете, наступила уже весна ?

А с чем приходит к нам весна (сели)

Кадр «Веселые снеговики» .

А в это время на одной полянке собрались….

Ребята, посмотрите на этих веселых снеговиков. Они очень гордятся тем, что родились весной . Снеговики считают, что весна-это мягкие снега , это сосульки, это мокрый снег. Вот за это и любят все весну . Но, Старый ворон, посмеялся над ними и сказал, что они, снеговики, плохо знают весну . Заинтересовались снеговики , какая же весна на самом деле . Тогда ворон посоветовал снеговикам спросить об этом у солнышка, у растений, у птиц, у детей. И пошли снеговики правду о весне искать .

Ребята, к кому посоветовал ворон обратиться снеговикам в первую очередь? Это то, что мы редко видим зимой и нам его очень не хватает.

Загадка (если не назовут)

Большой подсолнух в небе

Цветет он много лет

Цветет весной и летом

А семечек все нет. (солнце)

Правильно солнышко.

Ребята, как вы думаете, что рассказало солнышко снеговикам о себе?

(Солнышко рассказало про длинные дни и короткие ночи, про проталины, ручьи, тепло и прочее).

Ребята, каждый, кто ответит на мой вопрос, получит лучик, а затем мы все вместе составим наше весеннее солнышко.

Игра с мячом

Солнце весной (какое) весеннее, жёлтое, теплое, доброе, лаковое, лучистое, приветливое, ясное, весёлое, озорное, круглое…

Солнце весной (что делает) греет, светит, сияет, улыбается, печет, пригревает, ослепляет.

(раздать ленточки)

А теперь давайте составим из наших лучиков весеннее солнышко на нашем макете, который будем наполнять потихоньку, поэтапно на протяжении всего занятия . (дети выкладывают на картине) . Молодцы, дети. Ярко светит весеннее солнышко.

Пока мы с вами рассказывали про солнышко, оно так разгорячилось, что снеговики стали потихоньку таять и скорее распрощались с ним.

Солнышко греет сильнее с каждым днем, что происходит со снегом?

Тает снег, бегут ручьи.

Снег весной какой ? (темный, грязный, серый, мокрый, рыхлый) .

Ребята, напомните мне, пожалуйста, какой сейчас месяц?

Месяц март в народе называют «протальник» . А как вы думаете почему? (Появляются первые проталины, снег становится рыхлым, меняет цвет) .

А кто мне скажет, что такое проталины? (Появляются первые островки земли) .

Молодцы. Я сегодня шла в детский сад и почему-то не заметила признаков весны . Кто мне может объяснить, почему?

(Вы шли рано утром : солнышко еще не греет, холодно; да и настоящая весна с проталинами приходит к нам немного позже).

Вслед за мартом идет месяц….(апрель)

В народе его называют снегогон. Что это значит?

-Ребята, отгадайте загадку :

Сияет солнце спозаранку

Снег темный сделался, намок

И распевая звонко песни

Бежит веселый…. (ручеек)

Ребята, на что похож ручей?

Я вам сейчас раздам ручейки, а вы мне расскажите, какие бывают ручьи.

Ручьи (какие) быстрые, узкие, звонкие, звенящие, прозрачные, холодные,

голубые, весенние, веселые.

Ручьи (что делают) бегут, поют, текут, журчат, звенят, спешат, блестят, сверкают, шумят.

А теперь пускай побегут ручейки на нашем макете, разложите их.

Апрельские ручьи землю будят.

Физкульт. Пауза

Кап-кап-кап,- капель звенит, (хлопаем)

Словно с нами говорит. (топаем)

Плачут от тепла сосульки, (собираем «слезы»

И на крышах талый снег в ладошку)

А у всех людей весною (повороты туловища)

Это вызывает смех. (Разводим руки)

Что появляется весной на первых проталинках?

Читаю отрывок стихотворения :

Солнце греет и взрослых и маленьких,

Солнце топит сугробы и льдинки,

На лугу, у домов на проталинках

Пробиваются стрелки-травинки.

Правильно на проталинах появляются первые цветы - «первоцветы» . Какие вы знаете первоцветы? (ответы детей) .

Кадр «Первоцветы» Давайте посмотрим на самые первые цветы.

(подойти к макету) -Ребята, что видите на нашем макете? (снег, проталины)

Чего же здесь не хватает? О чем мы сейчас с вами говорили?

Давайте сделаем так, чтобы и у нас на проталинках распустились самые первые, самые отважные первоцветы. Замечательные цветы у нас распустились.

Ребята, что происходит весной с деревьями ? Посмотрите есть ли они на нашем дереве? (дерево стоит на макете с самого начала)

Загадка. (если не скажут)

На ветках

Плотные комочки.

В них дремлют

Клейкие листочки.

Что это? (почки)

Проснулись ребята не только цветы, на деревьях набухли почки. Значит, скоро появятся… молодые зеленые листочки

Самое пышное цветение растений происходит в месяце мае. Его так и называют цветень, травень.

Ребята, с кем осталось встретиться снеговикам?

Читаю отрывок стихотворения :

И вкривь и вкось и напрямик

Бегут ручьи. Чирик! Чирик!

Кричат скворцы, дрозды, грачи

Попробуй всех перекричи…. ?

Послушайте загадку?

Всех прелестней и черней

Чистит пашню от червей

Взад-вперед по пашне вскач

А зовется птица (грач)

Почему грачей называют первыми вестниками весны ? В народе говорят : «Увидел грача-весну встречай » .

У молодых грачей чёрный клюв, а у старых белый, потому что он много трудился добывая себе корм клювом.

Вслед за грачом прилетает….(показ картинки «скворец» ).

Это самые первые птицы, которые возвращаются к нам с юга.

Давайте вспомним, какие еще перелетные птицы возвращаются к нам весной и их снеговики никогда не видели.

Кого не хватает на нашем макете, чтобы получилась настоящая весна (мы лепили на занятии по лепке грачей , давайте посадим их на наш макет) сели

Ребята, расскажите снеговикам о том, какие изменения принесет весна в вашу жизнь ?

Мы с вами создали маленький уголок природы, куда пришла весна . Вам нравится?

Все ли признаки весны узнали снеговики (нет) Самые главные признаки им уже известны :

Ярко светит весеннее солнышко.

Тает снег, бегут звонкие ручейки.

На проталинках расцвели подснежники.

На деревьях набухли почки.

Возвращаются из теплых стран перелетные птицы.

Ребята, если солнце греет с каждым днем сильнее, что случится со снеговиками? Как мы можем помочь снеговикам, чтобы они не растаяли (отправиться на Северный полюс, ведь когда у нас настоящая весна и тепло , там холодно и лежит снег)

Макет, который мы создали- вам нравится? Но здесь мы не все отразили (показали, со временем после прогулок мы постепенно будем пополнять его, наблюдая за изменениями в природе, и, проверим все ли приметы весны мы поместили на наш макет.

Марина Коренкова
Логопедическое домашнее задание по лексической теме «Весна».

Весна (Лексический строй речи ) .

2. Уточните знания о последовательности смены времен года.

3. Попросите назвать предшествующее весне время года ,

назвать следующее за весной время года .

4. Какие весенние месяцы ты знаешь? Назови текущий (март, апрель, май) .

5. Расскажи, какие изменения в природе произошли весной (приметы весны – чаще и ярче светит солнце, тает снег, бегут ручьи, на земле появляются проталины, звенит капель, небо стало голубое, по нему плывут белые облака, из теплых стран возвращаются птицы, животные просыпаются от зимней спячки, меняют свои шубки, готовятся к появлению детенышей. Скоро на деревьях набухнут почки, на земле появятся первые весенние цветы – подснежники и мать – и мачеха, зазеленеет травка)

6. Расскажите ребенку о весенних полевых работах.

Словарь ребенка должен включать слова :

Предметы : месяц, весна , март, апрель, май, оттепель, капель, проталины, лужи, ручьи, скворечник, птицы (перелетные, гнезда, почки, листочки, трава, подснежники, солнце, лучи, сосульки, гроза…

Действия : наступила, пришла, журчат, пробивается, набухают, лопаются, расцветают, просыпаются, прилетают, щебечут, гремит, громыхает, грохочет, сверкает, греет, светит, пригревает, темнеет, ласкает, зеленеет, цветет, радует, бурлит…

Признаки : ранняя, поздняя, теплая, холодная, радостная, дождливая, звонкая, шумный, журчащий, веселый, волшебная, цветущая, поющая, перелетные, березовый, нежные…

7. Упражнение "Подбирай, называй" на подбор определений и глаголов.

Весна (какая) - ранняя, теплая, долгожданная и т. д.

Солнце (какое) -.

Погода весной (какая) -…

День (какой) -.

Снег весной (какой) -.

Сосулька (какая) -.

Солнце весной (что делает) - греет, припекает, ласкает, согревает.

Снег весной (что делает) - чернеет, тает.

Ручьи весной (что делают) -.

Сосульки весной (что делают) -.

8. Подобрать как можно больше слов :

ВЕСЕННИЙ – день, дождь, гром, цветок и т. д.

ВЕСЕННЯЯ – капель, гроза….

ВЕСЕННИЕ – цветы, дни, ….

9. Найди общее слово :

Льется, журчит - ….

Дует, шумит - …

Греет, светит - ….

10. Скажи наоборот :

тепло – холодно

светло - …

сыро – …

грязно - …

11. Упражнение "Скажи наоборот" (продолжаем учиться подбирать антонимы) .

Снег зимой чистый, а весной - .

Зимой дни холодные, а весной - .

Зимой солнце тусклое, весной - .

Зимой погода пасмурная, а весной - .

12. Нарисуй или наклей картинку по теме «Весна » . Назвать весенние месяцы.

13. Выучить стихотворение :

"Весна "

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною .

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало;

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала. (А. Плещеев)

14. Развитие логического мышления.

А) Упражнение "Бывает - не бывает".

Зимой появляются проталины.

Весной дети катаются на санках.

Весной дети играют в снежки.

Зимой на деревьях распускаются листочки.

Б) Отгадать загадки.

На реке и треск, и гром,

Это значит - ледолом.

На реке и лед идет,

Это значит -. (ледоход)

Посевы поливаю, движения полна, а зовут меня. (весна )

Сошли снега, шумит вода, день прибывает, когда это бывает? (весной )

Весна (Грамматический строй речи) .

1.«Почемучка?» (установление элементарных причинно - следственных связей)

Почему весной тает снег ? (Снег тает, потому что пригревает солнышко)

Почему бегут ручьи?

Почему тает лед?

Почему трескается лед?

Почему набухают почки?

Почему лопаются почки?

Почему прилетают птицы?

Почему радуются люди?

Почему люди одеваются легче, чем зимой?

2. «Исправь ошибку» (употребление сложных предложений с союзом потому что)

Засветило солнышко, потому что стало тепло.

Пришла весна , потому что прилетели грачи.

Тает снег, потому что бегут ручьи.

3. «Сосчитай» (согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже) :

Одна сосулька, две сосульки, пять сосулек.

(солнце, скворец, дерево., почка, листок, сугроб, ручей, проталина, подснежник, лужа, льдинка, грач)

3. Один – много (множественное число) :

проталина – проталины, сосулька -, луч -, почка - ,

подснежник -, ручей - …

4. Есть – нет (родительный падеж) :

подснежник – нет подснежника, сосулька -, луч -, почка - …

проталина -, ручей - …

5. Упражнение "Назови ласково" на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Ручей - ручеек, проталина - проталинка, лужа -. , солнце -. , сосулька -.

6. Учимся образовывать признак по аналогии.

Март - мартовский. Апрель - апрельский.

Солнце -. Весна - .

АПРЕЛЬ

2-я неделя

Ранняя весна

2. Во время прогулок обратите внимание на изменения, происходящие весной в живой и неживой природе.

3. Назовите весенние месяцы и помогите ребенку их запомнить.

4. Понаблюдайте за тем, как изменилась погода: стало теплее или холоднее, день стал длиннее или короче.

5. Упражнение "Подбирай, называй" на подбор определений и глаголов к существительным.


Солнце (какое?) - ...
День (какой?) - ...
Снег весной (какой?) - ...
Сосулька (какая?) - ...

6. Упражнение "Посчитай" на согласование числительных с существительными.



7. Упражнение "Назови ласково" на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Ручей - ручеек, проталина - проталинка, лужа - лужица, солнце - ..., сосулька - ...

8. Упражнение "Один - много" на употребление родительного падежа существительных мн. числа.

Один ручей - много ручьев, одна лужа - много луж, одна проталина - много..., одна сосулька - много...

9. Связная речь. Пересказ с опорой на вопросы.

Наступает теплая весна. Ярче светит солнышко. Начали таять снег и сосульки. На деревьях набухают почки. Скоро из теплых стран прилетят птицы. Они будут вить гнезда.

Словарная работа. Объяснить значение словосочетаний: "набухают почки", "теплые страны".
- Какое время года наступает?
- Как светит солнышко?
- Что набухает на деревьях?
- Кто скоро прилетит из теплых стран?
- Что будут делать птицы?

10. Развитие логического мышления. Отгадать загадки.

Рад весне братишка Сашка,
И собака рада Жулька.
На припеке с крыши нашей
Утром свесилась... (сосулька)

Снег в лесу. Сугробов много.
И слышна синицы трель.
С крыши прямо на дорогу
Звонко падает... (капель)

11. Развитие мелкой моторики. Упражнения для пальчиков.

Кап, кап, кап - звенит капель.
Идет апрель!
(Ритмично на каждый слог стучать по столу подушечками пальцев, начиная с большого пальца.)

12. Развитие слуховой памяти. Выучить стихотворение (любое по выбору).

К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают под ее ногами.
Черные проталины
На полях видны.
Видно, очень теплые
Ноги у весны.

(И. Токмакова)

Отшумели все метели
И морозы не трещат.
С крыш закапали капели,
И сосульки в ряд висят.
Веселее и теплее
Cтали мартовские дни.
В нашем садике в аллеях
Уж проталины видны.
Звонко тинькает синица
Возле нашего окна...
Скоро в дверь к нам постучится
Настоящая весна!

(А. Алферов)

Апрель

Апрель! Апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь,
И расцвел подснежник.

(С. Маршак)

13. Ознакомление с художественной литературой.
Прочитать и обсудить:

2. Уточните знания о последовательности смены времен года.

3. Попросите назвать предшествующее весне время года, назвать следующее за весной время года.

4. Уточните знание ребенком весенних месяцев.

5. Расспросите ребенка, какие изменения в неживой природе он заметил?

6. Расскажите ребенку о весенних полевых работах.

7. Упражнение "Подбирай, называй" на подбор определений и глаголов к существительным.

Весна (какая?) - ранняя, теплая, долгожданная и т.д.
Солнце (какое?) - ...
День (какой?) - ...
Снег весной (какой?) - ...
Сосулька (какая?) - ...
Солнце весной (что делает?) - греет, припекает, ласкает, согревает...
Снег весной (что делает?) - чернеет, тает...
Ручьи весной (что делают?) - ...
Сосульки весной (что делают?) - ...

8. Упражнение "Посчитай" на согласование числительных с существительными.

Один ручей, 2 ручья, 3 ручья, 4 ручья, 5 ручьев.
Одна лужа, две лужи, 3 ..., 4 ..., 5...
Одна проталина, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5...
Одна сосулька, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5...

9. Упражнение "Назови ласково" на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Ручей - ручеек, проталина - проталинка, лужа - ..., солнце - ..., сосулька - ...

10. Упражнение "Один - много" на употребление родительного падежа существительных мн. числа.

Один ручей - много ручьев.
Одна лужа - много луж.
Одна проталина - много...
Одна сосулька - много...

11. Учимся образовывать признак по аналогии.

Март - мартовский.
Апрель - апрельский.
Солнце - ...
Весна - ...
Май - ...
Тепло - ...

12. Упражнение "Скажи наоборот" (продолжаем учиться подбирать антонимы).

Снег зимой чистый, а весной - ...
Зимой дни холодные, а весной - ...
Зимой солнце тусклое, весной - ...
Зимой погода пасмурная, а весной - ...

13. Связная речь. Пересказ без опоры на вопросы.

Солнце пригревает сильнее. Тает снег, звенит капель, бегут ручьи. День становится длиннее, а ночь короче. На деревьях набухают почки. Появляются первые птицы. Из-под снега прорастают подснежники. Люди снимают шубы, надевают куртки, плащи. Наступила весна.

Для пересказа можно использовать книгу "Учусь пересказывать" (автор - Бардышева Т.Ю., ИД "Карапуз").

14. Развитие мелкой моторики.
Нарисовать приход весны в своем городе.

15. Развитие логического мышления.

А) Упражнение "Бывает - не бывает".

Зимой появляются проталины.
Весной дети катаются на санках.
Весной дети играют в снежки.
Зимой на деревьях распускаются листочки.

Б) Отгадать загадки.

На реке и треск, и гром,
Это значит - ледолом.
На реке и лед идет,
Это значит - ... (ледоход)

Посевы поливаю, движения полна, а зовут меня... (весна)

Сошли снега, шумит вода, день прибывает, когда это бывает? (весной)

16. Развитие слуховой памяти. Работа над четкостью и выразительностью речи. Выучить стихотворение (любое по выбору).

Весенние воды

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят -
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут, и гласят...
Они гласят во все концы:
"Весна идет, весна идет!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!"
Весна идет, весна идет!
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней!

(Ф. Тютчев)

Зима недаром злится,
Прошла ее пора -
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И все засуетилось,
Все нудит зиму вон -
И жаворонки в небе Уж подняли трезвон.
Зима еще хлопочет
И на весну ворчит,
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит…
Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя…

(Ф. Тютчев)

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало;
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала... (А. Плещеев)

17. Познакомить детей с пословицами и поговорками.
Рассказать, что такое пословица, поговорка, когда и для чего их используют. Разобрать несколько поговорок о весне. Помочь ребенку их запомнить.

Если в апреле земля преет, значит, вовремя май посеет.
(Выйдет хлебороб за околицу поглядеть, что делается в полях, какими они вышли из-под снега.)

Одна ласточка не делает весны.
(Отдельные признаки, приметы какого-либо явления еще не говорят о его действительном наступлении, существовании.)

18. Ознакомление с художественной литературой.
Советую прочитать и обсудить рассказы:
- "Двойная весна" (В. Бианки),
- "Пчелки на разведках" (В. Берестов),
- "Весна" (И. Соколов-Микитов),
- "Четыре желания" (К. Ушинский).

19. Ознакомление с произведениями живописи.
Рассмотреть иллюстрации картин:
- "Март" (И. Левитан),
- "Оттепель" (Ф. Васильев).

- дополнительный материал по теме "Первоцветы"

Новая лексика

Существительные:

сосулька, ручеёк, птицы, солнце, небо, ствол, весна, оттепель, проталина, март, апрель, май, месяц,

Журчание, звон, капель.

Глаголы:

греть,мёрзнуть,висеть,расти,щебетать,чирикать,таять, чернеть,вить,пригревать,отогревать,нагревать,замерзать,

подмерзать, оттаять, наступать, отступать, звенеть, таять, греть, расцветать,распускаться,

набухать,пахнуть,просыпаться, наступать, трещать, ломаться, журчать, пробиваться.

Прилагательные:

весенний,зимний,солнечный,теплый,прохладный,яркий, рыхлый,ранний,поздний,звонкий,

радостный,дождливый, шумный, погожий, светлый, красивый.

Наречия:

тепло, холодно, сыро, грязно, светло, ярко, звонко.

Пальчиковая гимнастика

ВЕСНА

Иди, весна, иди, красна, (Пальчиками «идут» по сто лу.)

Принеси ржаной колосок, (Загибают по одному пальцу на обеих руках, начиная с мизинца.)

Овсяный снопок,

Яблоки душистые,

Груши золотистые,

Большой урожай в наш край.

Подвижная игра

Цели: развивать общие речевые навыки, координацию речи с движением.

СОЛНЫШКО

Солнышко, (Стоят в маленьком кругу;

Колоколнышко, шагают назад, максимально расширяя круг, держась за руки.)

Ты пораньше взойди, (Поднимают руки вверх, тя нутся на носочках - вдох, фраза на вдохе.)

Нас пораньше разбуди. (Опускают руки - выдох, фраза на выдохе.)

Нам в поле бежать, (Бегут по кругу, взявшись за руки.)

Намвеснувстречать.

Диалог

Цель: развивать общие речевые навыки.

- Ну, весна, как дела? - У меня уборка.

- Для чего тебе метла? - Снег мести с пригорка.

- Для чего тебе ручьи? - Мусор смыть с дорожек!

- Для чего тебе лучи? - Для уборки тоже.

Всё помою, просушу, вас на праздник приглашу!

О. Высотская

Заклички

Цели: развивать общие речевые навыки, интонационную выразительность речи, силу голоса.

Ждём, весна, давным-давно,

А ты бродишь где-то!

Без тебя ведь не придёт

Солнечное лето!

Г. Лагздынь

Солнышко ясное, нарядись.

Солнышко красное, покажись.

Платье алое надень,

Подари нам красный день!

А. Прокофьев

Игра «Найди ошибки»

Цели: развивать слуховое внимание,обогащать словарный запас по теме.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям найти ошибки в тексте (в скобках указаны правильные ответы).

Сначала читает весь текст целиком. Спрашивает, какие ошибки заметили дети. Затем читает поодному

предложению,даётребятамвозможностьнайти остальные ошибки. Просит, исправляя предложение,

повторять его верно целиком.

Вотинаступилавесна.Весело журчатручьи,скрыш капаютсосульки-началсялистопад(капель).День

становится всёкороче(длиннее),аночидлиннее(короче). Возвращаютсязимующие(перелётные)птицы.Людиуже

позаботилисьограчах(скворцах)-сколотилискворечники. Просыпаютсяотзимнегосна

насекомые:мухи,бабушки (бабочки),пчёлы.Вот-вотзацветутпервые весенние цветы -

колокольчики (подснежники).

С. Чешева

Повторение названий весенних месяцев

Цели: закрепитьвречиназваниявесеннихмесяцев,учить связному монологическому высказыванию.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям прослушать отрывок изстихотворения«Двенадцатьмесяцев».Проводитбеседупо

стихотворению, разучивает его с детьми.

Весна торопится на старт,

В ручьях весенних месяц март.

Из старых листьев вылез шмель,

Цветёт подснежником апрель.

На луг Бурёнку выгоняй -

Пришёл с травой зелёной май.

Вопросы и задания:

Какие изменения в природе можно увидеть в марте? (в апреле, в мае)

Назови первый (второй, третий) весенний месяц.

Перечисли весенние месяцы по порядку.

Игра «Дополни предложения»

Цели: формироватьграмматический стройречи,учить употреблению глаголов будущего времени.

Ходигры. Воспитательпредлагаетдетямдополнить предложения, подобрав как можно больше слов.

Например:

Скоро наступит весна.

Солнце (что будет делать?) будет... (ярче светить, пригревать.

Снег (что будет делать?) будет... (чернеть, таять).

На земле проталины (что сделают?) ... (появятся).

Ручьи (что сделают?) ... (побегут, зажурчат).

Игра «Хвастунишка»

Цели: образованию сравнительных степеней прилагательных.

Ходигры. Воспитательзнакомитдетейсмышкой- хвастунишкойиобъясняетнапримере:чтобымышонокни

услышал, он всегда хвастает: «У меня-то лучше!»

Например:

Скажешь мышонку «длинный», а он в ответ - «длиннее» и т. д.

Затем детям предлагается побыть в роли мышонка.

Воспитатель называет прилагательные, а дети изменяют их по образцу,

теплый - теплее

светлый - светлее

яркий - ... темный - ...

громкий - ... рыхлый - ...

высокий - ... свежий - ...

чистый - ... прозрачный - ...

сильный - ... быстрый - ...

радостный - ...

Вконцеигрыдетипридумываютпредложенияовеснес получившимися словами.

Игра «Назови звук»

Цели: развиватьфонематическийслух,учитьопределять последний звук в словах.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям назвать последний звук в словах.

Слова: весна,подснежник,сосулька,ручеёк,скворец,муха, бабочка.

ВЕСНА

Отшумела злая вьюга.

Стала ночь короче дня.

Тёплый ветер дует с юга,

Капли падают, звеня.

Солнце, землю нагревая,

Гонит с нашей горки лёд.

Тает баба снеговая И

ручьями слёзы льёт.

Г. Ладонщиков

ПОДСНЕЖНИКИ

Плакала Снегурочка,

Зиму провожая.

Шла за ней печальная,

Всем в лесу чужая.

Там, где шла и плакала,

Трогая берёзы,

Выросли подснежники -

Снегурочкины

Слёзы.

Т. Белозёров

ВЕСНА ПРИШЛА

Весна пришла, сосульками

Карнизы украшая. Ручьи

задорно булькают, Сугробы

подмывая.

Забыв морозы прежние,

Без сил свалилась набок

Заплаканная снежная

Подтаявшая баба.

Зиме совсем недужится -

Пора ей в путь сбираться...

И солнце в каждой лужице

Готово искупаться!

И меж снегами влажными

Пробив себе окошки,

Подснежники отважные

Уже встают на ножки!

Е. Стюарт

ЛИСТИКИ ПРОСНУЛИСЬ

Выбрались из почек

Первые листочки,

Радуются солнцу, Не

поймут со сна:

Неужели это...

Неужели лето?

Нет, ещё не лето,

Но уже - весна!

В.Данько

Игра «Почемучка»

Цели: развиватьсвязнуюречь,учитьупотреблению сложноподчинённых предложений с союзом «потому что».

Ход игры. Педагог задает детям вопросы, требуя при ответе употребления союза «потому что».

Ребенокловитмячиотвечаетнавопросвоспитателя (вопросы связаны с изучаемой лексической темой).

Например:

Почему тает снег? - Снег тает, потому что пригревает солнце.

И т. д.

Игра «Нарисуй-ка»

Цели: актуализировать словарный запас по теме,развивать связнуюречь,учитьпланированиюрассказа-описанияпо картинке.

Ходигры. Детямпредлагаетсянарисоватьвесеннюю картину.Воспитательпроситкого-либоиздетейсоставить

рассказпосвоейкартине.Детивместесвоспитателем обсуждаютдетали рисунка:о чём надо рассказать сначала,о

чём - потом. Затем составляется рассказ. На индивидуальных занятиях можно составлять рассказы с остальными детьми.

Текст для пересказа

ВЕСНА КРАСНА

Побежали по дорогам весёлые говорливые ручейки.Лёд на речкепочернел.Надулисьнадеревьяхпахучие

почки.Уже прилетели из тёплых краёв грачи. Поставили ребята на деревьях скворечники. Спешат они из школы

посмотреть, нет ли весёлых гостей - скворцов. Широко разлилась наша река. Затопила луга, залила по берегам

кусты.

И. Соколов-Микитов

Вопросы:

О каком времени года рассказ?

О каких приметах весны говорится в рассказе?

МАРТ

Март-говоритнашнарод -парник,капельник.Солнце начинаетодолеватьзиму.

Рыхлеет,ноздрится,становится серымснег-уж нетот,чтобылзимой,- сдаёт!Знатьпо цвету,

что дело идёт к лету.

С крыш свисают ледяные сосульки, блестя, струится по ним вода-икапает,капает...

Натекаютлужи-иуличные воробьишки весело полощутся в них, смывая с перьев зимнюю копоть...

Весна прилетела к нам на солнечных крыльях...

В. Бианки

Вопросы:

Как называют в народе март?

По каким приметам можно узнать приход весны?

На каких крыльях прилетает к нам весна?

Новая лексика

Существительные: подарок, цветы, мама, бабушка, прабабушка, папа, дедушка, прадед, сын, дочь, внучка, брат, сестра, племянник, дядя, тётя.

Глаголы:

заботиться,любить,уважать,стараться,помогать, готовить,убирать,стирать,мыть,работать,протирать, вытирать, ухаживать, растить.

Прилагательные:

родная,любимая,заботливая,взрослая,маленькая, ласковая,добрая,трудолюбивая,строгая,вежливая, послушная.

Пальчиковая гимнастика

КВАРТИРНАЯ СЧИТАЛКА

Мама в дом войдёт и ахнет: (Шагают пальцами обеихрук по столу.)

Чем у нас в квартире пахнет? (Пожимают плечами.)

Много чем, - (Попеременно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь.)

ответим маме. -

Раз - горелыми блинами, (Поочерёдно разгибают пальцы, начиная с большого, на обеих руках одновременно на каждый счёт.)

Два - разбитыми духами,

Три - штанами в рыбьем жире...

Мама скажет:

А четыре -

Пахнет стиркой и уборкой.

А ещё - хорошей поркой!

И. Шевчук

Координация речи с движением

ПОВАРА

Как легко приготовить обед!

Ничего в этом трудного нет,

Это проще простого:

Это раз - и готово!

(Если мама готовит обед!)

Но бывает, что некогда маме

И обед себе варим мы сами,

И тогда

(Не пойму, в чём секрет!) -

Очень трудно готовить обед!

Б. Заходер

(Леваярукапередсобой «держит кастрюлю», правая

рука,сжатаявкулак, «помешивает суп».)

(Делают чёткие шаркающие движения ладонями перед

собой - 4 раза.)

(Разводят руки в стороны.)

(Руки опущены вниз, пожимают плечами.)

(Прижимаютладоник груди.)

(Рукиопущенывниз, пожимают плечами.)

(Проводяттыльной сторонойладониполбу)

(« вытираютпот»).

Игра « Кемработаетмама?»

Цели: формировать грамматический строй речи.

ХОД игры.

Воспитатель предлагает детям закончить предложения.

Моя мама учит детей, она... (учительница).

Моя мама шьёт одежду, она... (швея, портниха).

Моя мама готовит еду, она... (повариха).

Моя мама занимается спортом, она... (спортсменка).

Моя мама делает массаж, она... (массажистка).

Моя мама продаёт одежду, она... (продавщица).

Моя мама поёт, она... (певица).

Моя мама пишет картины, она... (художница).

Моя мама пишет книги, она... (писательница).

Игра «Назови ласково»

Цели: формироватьграмматическийстройречи,учить образовыватьсуществительныесуменьшительно-

ласкательными суффиксами,знакомить с полными женскими и мужскими именами.

Ходигры. Воспитательпредлагаетдетямподумать,как можно ласково назвать человека с тем или иным именем.

Например:

Настя - Настенька

Даша - ...

Лида - ... Ира - ...

Оля - ... Света - ...

Маша - ... Таня - ...

Затем дети называют друг друга ласково, передавая по кругу мяч.

Игра «Подарки для мамы»

Цели: развивать фонематические процессы, учить подбирать слова с заданным звуком,развивать творческое воображение,

совершенствовать мелкую моторику.

Ходигры. Воспитательпредлагаетдетямнарисовать подаркидлямам,названияподарковсодержатзвук[ц]

(воспитатель может предложить любой другой звук).

Стихи для чтения и заучивания наизусть

Я МАМУ ЛЮБЛЮ

Мне мама приносит

Игрушки, конфеты,

Но маму люблю я

Совсемнезаэто.

Весёлыепесни

Она напевает,

Нам скучно вдвоем

Никогда не бывает.

Я ей открываю

Свои все секреты.

Но маму люблю я

Не только за это.

Люблю свою маму,

Скажу я вам прямо,

Ну просто за то,

Что она моя мама!

Л. Давыдова

БАБУШКИНЫ РУКИ

Я с бабушкой своею

Дружу давным-давно.

Она во всех занятиях

Со мною заодно.

Я с ней не знаю скуки,

И всё мне любо в ней.

Но бабушкины руки

Люблю всего сильней.

Ах, сколько руки эти

Чудесного творят!

Летают, вяжут, метят,

Всё что-то мастерят...

Ко сну ночник засветят

И тут замолкнут вдруг.

Умнее нет на свете И

нет добрее рук.

Л. Квитко

ВЕСЁЛОЕСДЕЛАЛОСЬГРУСТНЫМ

Яблоко стало невкусным.

Весёлое сделалось грустным.

Сахар - не сладкий.

Соль - не солёная.

Дождик - не мокрый.

Трава - не зелёная.

Гром на кого-то с неба ворчит...

Мама не хочет со мной разговаривать.

Мама молчит.

Л. Николаенко

Тексты для пересказа

ЖЕНСКИЙ ДЕНЬ

Таняпроснуласьрано-раноивзглянуланакалендарь.На календаре стояло красное число: 8 Марта.

Танявынулаизящикасигрушкамисвоиподарки-две хорошенькие чашечки - и побежала смотреть, не проснулась ли

бабушка.Бабушкаужепроснулась;онапеклавкусныйпирог. Таняперемылавсю посуду,подмелапол,постелиланастол

чистую скатерть... И поставила свои чашечки... В передней зазвонил телефон и разбудил маму. Она лежала и слушала, как Таня с кем-то

говорила по телефону.

Тише, тише... - говорила Таня. - Не разбудите маму... У нас сегодня тройной праздник! Мамин, бабушкин и мой! Мы все

тут женщины, кроме папы! И сегодня наш Женский день.

В. Осеева

Вопросы:

Какие подарки приготовила Таня маме и бабушке?

Что пекла бабушка к празднику?

Как помогала бабушке Таня?

Как Таня относилась к маме? Почему ты так думаешь?

МАМА

Самое лучшее слово на свете - «мама». Самая хорошая на свете мама - моя.

Я не могу обойтись без мамы, а она не может обойтись без меня. Поэтому она не отпускает меня далеко,

а когда мы идём в детский сад, держит за руку.

Сегодня выходной,мама на работу не пошла.Мы в парке. Всё вокруг зелёное, и цветов много. Детей тоже много.

Мамасидитна скамейкеиговоритсдругой мамой,а мы куличики лепим. Всамделишные - из песка.

Мама смотрит на меня и смеётся.И цветы смеются.Мама очень добрая, когда улыбается. И я улыбаюсь ей.

Д. Габе

Вопросы:

Какое самое лучшее слово на свете?

Чья мама лучше всех?

Почему мама не пошла на работу?

Что делали мамы и дети в парке?