Государство в правовых актах закрепило обязанность дать каждому ребенку образование, в том числе и ребенку с ограниченными возможностями здоровья, ребенку-инвалиду. Причем делает оно это двумя способами: либо непосредственным предоставлением необходимых образовательных услуг в системе дошкольных и общеобразовательных учреждений, либо компенсацией семье затрат на услуги, полученные вне рамок государственной системы образования (в денежном виде). И то и другое представляет собой выполнение обязательств государства обеспечить инвалиду образование за счет целевых бюджетных средств. Родители вправе рассчитывать на компенсацию при обучении детей-инвалидов на дому. Родителям (законным представителям), осуществляющим воспитание, образование и обучение детей-инвалидов на дому самостоятельно, органами управления образованием компенсируются затраты на обучение и воспитание в государственном или муниципальном образовательном учреждении соответствующего типа и вида.

С какого возраста положена компенсация родителям за обучение их детей-инвалидов?

В Федеральном Законе от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» сказано, что при невозможности обучения и воспитания детей-инвалидов в общих или специальных образовательных учреждениях государство берет на себя обязательство обеспечить их обучение и воспитание на дому. Из этого следует, что родители имеют право на получение компенсации с момента достижения их ребенком-инвалидом возраста, с которого закон позволяет принимать в общеобразовательное учреждение. Родителям детей-инвалидов право на получение компенсации на образование предоставляется с момента достижения их ребенком 6 лет 6 месяцев, поскольку в соответствии ст.19. Закона «Об образовании» при достижении ребенком данного возраста, при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья начинается обучение в образовательных учреждениях, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
Что касается предельного возраста для получения компенсации на образование, то выплаты производятся до получения ребенком среднего (полного) общего образования, т.е до восемнадцати лет.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья предельный возраст получения среднего (полного) общего образования может быть увеличен.

В каком размере положена компенсация родителям на образование ребенка-инвалида на дому?

При надомном обучении количество занятий с педагогами из школы гораздо меньше, чем количество уроков, которые ребенок мог бы посещать в школе. Соответственно резко возрастает объем самостоятельной работы. Возникший разрыв родители могут восполнить, пригласив педагогов из других образовательных учреждений.
Размер компенсации ограничен суммой, равной нормативу финансирования на обучение и воспитание в государственном или муниципальном образовательном учреждении. Следует иметь в виду, что компенсации подлежат только фактически понесенные расходы, т.е. расходы, которые уже произведены родителями. Выплата компенсации одному из родителей (законных представителей) ребенка-инвалида производится при получении образовательных услуг в объеме не более трех часов в неделю в соответствии с медицинскими рекомендациями индивидуальной программы реабилитации. Компенсация назначается приказом руководителя образовательного учреждения на основании заявления родителей. Расчет суммы компенсации производится образовательным учреждением, в списке которого числится ребенок-инвалид.

Для получения компенсации расходов на организацию дополнительных образовательных услуг родитель (законный представитель), с которым проживает ребенок, обращается на имя руководителя образовательного учреждения, расположенного по месту фактического проживания ребенка-инвалида, с заявлением о назначении компенсации расходов на организацию дополнительных образовательных услуг. В заявлении указывается :

Паспорт, свидетельство о рождении ребенка, справка из жилищно-эксплуатационной организации о регистрации ребенка в жилом помещении. К заявлению прилагаются следующие документы:
- копия справки медико-социальной экспертизы, подтверждающей наличие инвалидности у ребенка;
- копия индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида с рекомендациями федерального государственного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы - копия документа об образовании специалиста, оказывающего дополнительные образовательные услуги;
- копия документа, подтверждающего право на осуществление педагогом индивидуальной трудовой педагогической деятельности;
- лицензия на оказание образовательных услуг (для негосударственных образовательных учреждений).

Родитель (законный представитель) становится получателем компенсации после заключения договора об организации индивидуального обучения на дому. Договор заключается сроком на один год.
Расходы, связанные с приглашением педагогических работников сверх установленной нагрузки осуществляются за счет средств родителей (законных представителей).

Дети-инвалиды дошкольного возраста, при невозможности обучения и воспитания их в общих и специальных дошкольных образовательных учреждениях в соответствии с медицинскими показаниями и рекомендациями индивидуальной программы реабилитации, могут посещать отдельные занятия и воспитательные мероприятия в дошкольном образовательном учреждении, расположенном по месту жительства.

Должны ли родители платить за воспитание и обучение ребенка-инвалида в детском саду?

В соответствии со ст. 52.1 законом РФ «Об образовании» за содержание детей с ограниченными возможностями здоровья, посещающих государственные и муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, а также детей с туберкулезной интоксикацией, находящихся в указанных образовательных учреждениях, родительская плата не взимается. Пунктом 1 Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 г. № 288, и пунктом 48 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. № 677, определены категории детей с отклонениями в развитии.
Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются в указанные образовательные учреждения по заключению психолого-медико-педагогической комиссии (п. 25 Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, п. 27 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении). Наличие у ребенка недостатка в психическом или физическом развитии устанавливается психолого-медико-педагогической комиссией.
В перечень категорий детей с отклонениями в развитии, установленный названными типовыми положениями, включены дети с иными отклонениями в развитии. Пунктом 1 статьи 52.1 Закона Российской Федерации «Об образовании» право устанавливать плату, взимаемую с родителей или законных представителей за содержание детей, посещающих государственные и муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, предоставлено учредителю. Полагаем, что учредитель вправе не устанавливать родительскую плату за содержание в указанных учреждениях детей с иными отклонениями в развитии при наличии у них соответствующих заключений психолого-медико-педагогической комиссии.

Кроме того, предусматривается поддержка родителей (законных представителей), имеющих льготы по оплате за содержание ребенка в дошкольном образовательном учреждении . К льготным категориям могут быть отнесены: многодетные семьи, одинокие матери (отцы), семьи военнослужащих, семьи, в которых один из родителей проходит военную службу по призыву; семьи, в которых оба родителя являются студентами, родители-инвалиды, родители, воспитывающие ребенка-инвалида и др. Перечень документов, предъявляемых родителями для получения льготы по оплате содержания ребенка в дошкольном образовательном учреждении, устанавливается распоряжением органов местного самоуправления. Например, это могут быть следующие документы:

- заявление о предоставлении льготы;
- справка о составе семьи;
- справка о доходах всех членов семьи за последние три месяца;
- копия свидетельства о рождении ребенка;
- копии соответствующих удостоверений.
В соответствии ст.18. Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» воспитание и обучение детей-инвалидов в дошкольных и общеобразовательных учреждениях являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации.

Какие льготы имеют дети-инвалиды при поступлении в высшие учебные заведения?

Вне конкурса при условии успешного прохождения вступительных испытаний в государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования и государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования принимаются:
дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, которым, согласно заключению федерального учреждения медико-социальной экспертизы, не противопоказано обучение в соответствующих образовательных учреждениях.

Компенсации за семейное обучение. Вижу, что история приостановленных в Москве выплат за СО, подзабылась и некоторые уже считают, что коли не платят, то так и должно быть.
Бесплатное школьное образование в столице гарантируется двумя действующими, если кто не в курсе, законами: Федеральным «Об образовании» и региональным законом «О развитии образования в городе Москве» № 25 от 20.06.2001 ред. от 24.06.2015).

3.1. Родителям (законным представителям), осуществляющим воспитание и образование несовершеннолетнего ребенка в семье, выплачиваются денежные средства в размере затрат на образование каждого ребенка на соответствующем этапе образования в государственном образовательном учреждении в порядке, определяемом правовыми актами города Москвы. Выплаты производятся за счет средств учредителей государственных образовательных учреждений соответствующих типов и видов до получения ребенком среднего (полного) общего или начального профессионального образования либо до достижения им возраста, определенного законодательством Российской Федерации в качестве предельного для выплат социального пособия на детей.
(часть 3.1 введена Законом г. Москвы от 22.12.2004 N 91; в ред. Закона г. Москвы № 18 от 18.05.2011)
Этот закон сейчас действует, его никто не отменял. Но после внесения поправки (той самой редакции Закона г. Москвы № 18) кое-что изменилось и это впоследствии повлияло на ситуацию с выплатами:
В части 3.1 статьи 6 слова «, определяемом городскими нормативами бюджетного финансирования» заменить словами «в порядке, определяемом правовыми актами города Москвы».
Иначе говоря, раньше компенсации выплачивались в соответствии с нормативами, а теперь в соответствии с порядком, определяемом правовыми актами. Далее в ноябре 2013 года было отменено Постановление Правительства Москвы № 827, где регулировался порядок выплат. Это было сделано под предлогом того, что в связи с нюансами нового федерального закона, схема выплат не могла оставаться прежней. И вот это была уже реальная победа ДогМ над законом и здравым смыслом. Потому что отмена этого Постановления автоматически приостановила выплаты.
Почему не было разработано новое Постановление? Потому что эта обязанность была возложена на ДОгМ. А Исаак Калина у нас почему-то совмещает обязанности министра Правительства Москвы и Руководитель Департамента образования города Москвы. Только в Москве такое совмещение возможно. Именно это позволяет ему манипулировать законом в ситуации с выплатами. Личная неприязнь одного конкретного человека к семейной форме образования стала выше, чем необходимость исполнять закон. Хотя именно исполнение законов он и должен обеспечивать на своем посту.
То есть, деньги выделены на каждого ребенка школьного возраста. И кто-то их все равно получает. Если ребенок учится в частной школе, то эти деньги получит частная школа. Если ребенок учится на заочном обучении в контингенте госшколы, то деньги принадлежат школе. Если ребенок учится дома, деньги за него не могут остаться в Департаменте образования г. Москвы, потому что не Департамент обучает ребенка.
Бывший министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов, отвечая журналистам на вопрос о компенсациях, сказал: «федеральным законодательством установлено, что в условиях нормативно-подушевого финансирования определенную сумму за каждого ребенка получает именно та организация, где он получает образование, и если это происходит в семье, то и выплаты должны осуществляться в семью. Другое дело, что региональные нормы могут не соответствовать федеральным – но это уже вопрос законопослушности местных властей».
В Москве как раз региональные нормы соответствуют федеральным. Компенсации за семейное обучение в Москве должны платить.
В прошлом году АРСО, как общественная организация, защищающая права детей и родителей, выбравших иную форму образования, чем очная (семейная, заочная и совмещение форм) направила обращение к мэру Москвы о необходимости исполнения действующего закона г. Москвы № 25 «О развитии образования в городе Москве» обеспечивающего выплаты родителям, выбравшим семейное образование.

ПИСЬМО

125032, Москва, ул. Тверская, д.13
Мэру города Москвы
Собянину С.С.
от жителей г. Москвы

Уважаемый Сергей Семенович!

Сообщаем Вам, что в Москве с 2013 года не исполняется положение статьи 6 Закона города Москвы № 25 от 20.06.2001 г. «О развитии образования в городе Москве», касающееся выплат родителям, выбравшим форму обучения своего ребенка — семейное образование. (Текст ст. 6 Закона — в Приложении 1).

Данный порядок выплат регулировался ранее Постановлением Правительства Москвы № 827-ПП от 25 сентября 2007 г. «Об организации деятельности государственных образовательных учреждений города Москвы, реализующих общеобразовательные программы, в различных формах получения образования», которое было отменено Постановлением Правительства Москвы № 763-ПП от 26 ноября 2013 г.

Новый порядок выплат до сих пор не разработан. Правовые акты, обеспечивающие необходимые выплаты родителям, выбравшим для своих детей форму образования — семейное образование, отсутствуют, что является прямым нарушением действующего Закона г. Москвы № 25 от 20.06.2001 г.

Согласно федеральному законодательству, в условиях нормативно-подушевого финансирования, определенную сумму за каждого ребенка получает именно та организация, в которой он получает образование, и, если это происходит в семье, то денежные средства на образование ребенка, соответственно, должны выплачиваться родителям. Каждый год государство выделяет деньги на каждого ребенка школьного возраста. Если ребенок учится в частной школе, то эти деньги получает частная школа. Если ребенок учится на заочном обучении в контингенте государственной школы, то денежные средства направляются в школу. В случае же, если ребенок обучается дома, то средства, направленные на его образование не могут остаться в Департаменте образования г. Москвы, так как не Департамент обучает ребенка. Но именно это и происходит с 2013 года по настоящее время. Мы настаиваем на том, что ДОгМ не может использовать эти средства по своему усмотрению и должен направить данные денежные средства по их прямому назначению – на образование ребенка, обучающегося в семье.

В связи с вышеизложенным, просим обратить внимание на проблему, касающуюся затрат на образование детей, разработать необходимые правовые акты и принять соответствующие Постановления, чтобы вернуть ситуацию в правовое поле и обеспечить тем самым выплаты родителям, выбравшим семейное образование, согласно действующему законодательству.

Также немаловажным является вопрос, касающийся социальной поддержки семей, имеющих детей.

Согласно Закону г. Москвы от 23 ноября 2005 г. №60 «О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве», а именно статье 27 данного Закона только обучающимся по очной форме обучения предоставляются льготы по оплате проезда на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси и маршрутного такси), а также льготы по оплате проезда на пригородном железнодорожном транспорте в размере 50 процентов в период с 1 сентября по 15 июня в порядке, установленном Правительством Москвы.
Таким образом, налицо дискриминация по признаку выбора формы обучения. Родители, имеющие детей, которые обучаются в семье, вынуждены нести в полном объеме помимо затрат на образование детей, затраты на оплату проезда. Также данная норма лишает права на льготный проезд и детей, обучающихся в очно-заочной и заочной формах.

Просим внести поправки в Закон г. Москвы от 23 ноября 2005 г. №60 «О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве» и предоставить возможность детям, обучающимся в очно-заочной, заочной и в форме семейного образования иметь право льготного проезда на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси и маршрутного такси), а также льготы по оплате проезда на пригородном железнодорожном транспорте в размере 50 процентов в период с 1 сентября по 15 июня.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Статья 6. Обеспечение права жителей города Москвы на выбор формы обучения и образовательного учреждения или организации.

Сегодня в России на дому занимаются примерно сто тысяч детей. Подобную форму обучения родители выбирают по разным причинам. Право на то у них есть и гарантируется законом. Но при этом возникает немало проблем.

Среди тех, кто переходит на семейное обучение, есть "особенные" дети. Школа не всегда готова работать с ними. Фото: Александр Рюмин / ТАСС

Так, министерство образования Омской области внесло в Законодательное собрание региона поправки в закон, отменяющий выплаты компенсаций за семейное образование. Родители, обучающие своих детей на дому, не будут получать ни копейки. Чиновники утверждают, что домашние уроки не регламентируются нормативной базой, и всеми способами пытаются отговорить желающих обучать ребятишек вне школьных стен.

Первые компенсации за уроки на дому жители Прииртышья начали получать в 2013 году благодаря омичке Ирине Глазковой, которая обратилась за помощью в "Российскую газету". После публикации материала проблемами "семейников" из Прииртышья заинтересовалась прокуратура. Сотрудников мэрии обязали разработать муниципальный нормативно-правовой акт, регламентирующий порядок получения образования в семье и определиться с размером выплат. Ведь по закону любой труд должен быть оплачен. В том числе и родительский. Норматив ежегодных финансовых затрат на одного учащегося средних классов в регионе составляет 117 тысяч 242 рубля. "Семейникам", после того как ребенок успешно сдаст экзамены, начали выплачивать от 7816 рублей до 11 724 рублей в месяц.

Эти деньги стали для нас хорошим подспорьем, - говорит Ирина Глазкова. - Ведь "домашние классы" мы оборудуем за свой собственный счет. А покупать необходимо многое. Начиная от специализированной литературы, карт и энциклопедий и заканчивая весьма дорогостоящим оборудованием для лабораторных опытов по физике и химии.

Сын Ирины в этом году заканчивает дома 11-й класс. В школу Дима перестал ходить после шестого класса. Учителей мальчику заменила мама, которая сама дипломированный педагог, а классный коллектив - товарищи по "музыкалке" и кружку судомоделирования. "Домашний" ребенок играет на фортепиано, занимается спортом, активно участвует в олимпиадах и конструирует корабли. Успешно сдает аттестацию и готовится к поступлению в вуз.

Мы сделали выбор в пользу семейного образования не потому, что ребенок часто простужался или конфликтовал с педагогами, - рассказывает мама. - Просто Дима - ребенок творческий, увлекается музыкой, у него немного другое мышление, а это нередко вызывало насмешки у одноклассников. К тому же я начала посещать уроки и убедилась, что на многих занятиях время действительно тратится впустую. Потенциал моего сына пропадает. Родители нанимают детям репетиторов, записывают их на курсы и дополнительные занятия. В результате у ребятишек не остается ни времени, ни сил на любимое увлечение и даже на то, чтобы просто погулять.

Примеру Глазковой последовали несколько сотен омичей. За три года количество "семейников" в Омске выросло с 7 до 407!

Учеба вне школы для многих семей стала выходом из той или иной ситуации, - считает многодетная мама Марина Карабаева. - Дети разные, не все могут успешно усваивать знания в коллективе. Кто-то часто болеет, кто-то не ладит со сверстниками, кто-то просто не может адаптироваться.

Однако, как оказалось, семейное обучение отягощает областную казну. Сетуя на скудный бюджет, чиновники приняли решение вернуть деньги и детей обратно в школы.

У семейной формы обучения есть не только плюсы, но и очевидные трудности, которые возникают у детей. Одна из них - социализация и развитие коммуникативных навыков, что возможно только в коллективе, - считает представитель Министерства образования Омской области Илья Крылич. - Но главная проблема в том, что родитель, зачастую не владеющий педагогическими технологиями и методиками преподавания различных предметов, основами педагогической науки, не может гарантировать освоение ребенком программ в соответствии с государственными образовательными стандартами.

"Домашний класс" родители оборудуют за свой счет. А покупать необходимо многое

У "семейников" - противоположная точка зрения. Они утверждают, что рост сторонников семейного образования - это лакмусовая бумажка, отражающая реальное состояние дел в омских школах.

Чиновникам следует изучить проблему и заняться качеством образования и воспитания, а не уничтожать альтернативу, которую предлагает закон, - говорят омичи. - Мы понимаем, что областной бюджет испытывает проблемы. Но почему в первую очередь решили экономить на детях?

Компетентно

В официальном письме Минобрнауки "Об организации получения образования в семейной форме", которое направлено во все регионы, говорится: "бесплатное и общедоступное обучение согласно Конституции гарантировано лишь тем детям, которые учатся в образовательных организациях - государственных или муниципальных". Родители, забирая ребенка из школы, должны сами позаботиться о средствах на обучение. При этом "учредителем могут быть определены нормативные затраты на оказание услуги... в форме семейного образования, покрывающие затраты на проведение аттестаций, приобретение учебников, учебных пособий и учебно-методические материалы, периодических изданий, издательских и полиграфических услуг, услуг доступа к электронным изданиям, непосредственно связанных с реализацией программы...". Если ученики захотят на какие-то уроки приходить в обычную школу - пожалуйста. Расходы на предоставление этой услуги возьмет на себя бюджет. Ученики, которые находятся на семейном обучении, имеют право участвовать во всех творческих конкурсах, олимпиадах в прикрепленной школе. При этом школа, где такой ученик сдает ЕГЭ или ГИА, никакой ответственности за качество его образования не несет. Но если ученик получил двойку, тест придется пересдать. Если по каким-то причинам не сумел заново пройти аттестацию, должен перейти на учебу в обычную школу.