Генеративные органы - цветок, плод, семя. Они выполняют функцию полового размножения.

Вегетативные органы растений - части растения, выполняющие основные функции питания и обмена веществ с внешней средой, а также функции вегетативного размножения.

К вегетативным органам относятся: - листостебельные побеги, обеспечивающими фотосинтез; - корни, обеспечивающие водоснабжение и минœеральное питание.

По происхождению различают гомологичные и аналогичные органы .

Гомологичные органыимеют общее происхождение, но могут выполнять разные функции. Примером гомологичных органов с разными функциями являются метаморфозы органов, или видоизменения. Так, у картофеля подземные побеги преобразуются в клубни, которые в народе считают утолщениями корней.

Аналогичные органы– органы, имеющие разное происхождение, но выполняющие сходные функции . Известно, что у кактуса функцию фотосинтеза выполняют стебли, а не листья, которые видоизменились в колючки. По этой причине листья, к примеру, шиповника и стебель кактуса являются аналогичными органами.

По направлению роста выделяют ортотропные и плагиотропные органы .

Ортотропные органы – органы, растущие вертикально, осœевые органы. К ним относится стебель, корень. Плагиотропные органы – органы, растущие горизонтально, боковые органы. У покрытосœеменных к ним относится лист. Плагиотропно растут ползучие и стелющиеся побеги.

Органы растений могут видоизменяться, метаморфизировать в случае, когда они начинают выполнять несвойственные им функции, или одна из не базовых функций становится главной. К примеру, клубень картофеля является видоизменением побега, в котором накапливаются запасные вещества.

3 . Корень –это осœевой орган растения, имеющий верхушечный рост, который обладает положительным геотропизмом, т. е. растет по направлению к центру Земли.

Тело первых вышедших на сушу растений ещё не было расчленено на побеги и корни. Оно состояло из ответвлений, одни из которых поднимались вертикально, а другие прижимались к почве и поглощали воду и питательные вещества. Несмотря на примитивное строение, эти растения были обеспечены водой и питательными веществами, так как имели небольшие размеры и жили около воды.

В ходе дальнейшей эволюции некоторые ответвления стали углубляться в почву и дали начало корням, приспособленным к более совершенному почвенному питанию. Это сопровождалось глубокой перестройкой их структуры и появлением специализированных тканей. Образование корней было крупным эволюционным достижением, благодаря которому растения смогли осваивать более сухие почвы и образовывать крупные побеги, поднятые вверх к свету . К примеру, у моховидных настоящих корней нет, их вегетативное тело небольших размеров - до 30 см, обитают мхи во влажных местах. У папоротникообразных появляются настоящие корни, это приводит к увеличению размеров вегетативного тела и к расцвету этой группы в каменноугольный период.

Генеративные органы - цветок, плод, семя. Они выполняют функцию полового размножения. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Генеративные органы - цветок, плод, семя. Они выполняют функцию полового размножения." 2017, 2018.

Игра «Звездный час»

Игру час можно провести как внеклассное мероприятие по биологии в 6-м классе при обобщении курса « Растения».

Цели игры :

– повторить основные биологические термины;
– развивать логическое мышление, зрительную и слуховую память, умение находить ассоциации;
– снять нервное напряжение за счет увлекательности игры;
– воспитывать взаимоуважение, умение радоваться успехам других.

В игре участвуют 14 шестиклассников, в жюри – ученики старших классов. Игра проходит в шесть туров. Каждому участнику выдается фишка с индивидуальным номером.

I тур. Органы цветкового растения

Пользуясь табло (рис.1), определите, какие картинки служат ответами на следующие вопросы.

Рис.1. Органы цветкого растения

1. Имеет одну или две семядоли. (Семя – 7. )

2. Осевая часть побега. (Стебель – 3. )

3. Состоит из стебля, листьев и почек. (Побег – 5. )

4. Может быть верхушечной или боковой. (Почка – 8. )

5. Удерживает растение в почве. (Корень – 4. )

6. Содержит зеленые пластиды – хлоропласты, осенью меняет свою окраску. (Лист – 2. )

7. Видоизмененный лист. (Колючка или шип – 9. )

8. Орган семенного размножения. (Цветок – 1. )

9. Развивается из завязи пестика и заключает в себе семена. (Плод – 6. )

По результатам первого тура четверо участников выбывают из игры.

II тур. Что за чем следует, или Найди лишнее

1. На табло (рис. 2) найдите правильную после-довательность картинок в каждой строке.

Рис. 2. Что за чем следует?

Побег – семя – цветок. (Ответ. 2–1–3. )

Зона деления – зона проведения – зона всасывания. (Ответ. 1–3–2. )

Цветок – семя – плод. (Ответ. 1–3–2 или 2–1–3. )

2. На табло (рис. 3) в каждой строке найди лишнюю картинку.

Рис. 3. Что лишнее?

С двумя семядолями, с одной семядолей, почка. (Почка – 3. )

Морковь, земляника, репа. (Земляника – 2. )

Семя фасоли, зерновка пшеницы, зерновка пшеницы в разрезе. (Семя фасоли – 1. )

По результатам второго тура из игры выбывают еще двое участников.

III тур. Ошибки художника

1. На рис. 4 определите, что забыл нарисовать художник. (Корень, верхушечная почка, вакуоль. )

Рис. 5. В чем ошибка?

После окончания тура в игре остаются шесть участников.

IV тур. Ассоциации

Назовите как можно больше предметов и понятий, с которыми у вас ассоциируется слово «растение». (Пищевые продукты, посуда для их приготовления, деревянная мебель, деревянные постройки, одежда, изготовленная из растительного материала, бумага, сельскохозяйственные орудия, предметы ухода за комнатными растениями и т.д. )

После окончания тура в игре остаются четыре участника.

V тур. Ребусы

Предлагая ребусы, ведущий сопровождает их описаниями-подсказками.

8. Эту страну в древности называли цветочной, а современное ее название – Ирак? (Персия .)

9. Это растение называют «виноградом хвойных лесов». (.)

10. Этот цветок был самым почитаемым в Древнем Риме. (.)

После окончания тура в игре остаются два участника.

VI тур. Поиграем в слова

Придумайте и составитьте как можно больше слов из букв, составляющих слово «жизнедеятельность».

Подведение итогов

Победитель игры награждается памятной медалью, а все остальные участники – памятными призами.

Строение цветка:
1 — Цветоножка, 2 — Цветоложе, 3 — Чашелистик, 4 — Лепесток, 5 — Тычиночная нить, 6 — Пыльник, 7 — Рыльце пестика, 8 — Столбик, 9 — Завязь

Цветки, плоды и семена являются генеративными органами растения.

Цветок представляет собой укороченный и видоизмененный побег, предназначенный для полового (семенного) размножения. Часть стебля, несущая цветок, называется цветоножкой. Ее верхняя расширенная часть образует цветоложе, на котором располагаются все составные части цветка. Если цветоножка отсутствует, цветки называются сидячими.
Женская часть цветка представлена пестиком , который находится в его центре. Цветок может содержать один пестик (вишня, слива, капуста) или несколько (шиповник, малина). Пестик состоит из рыльца, столбика и завязи. Пестики, не имеющие столбика, называются сидячими (мак). Липкая сахаристая жидкость, выделяемая пестиком, служит для удержания пыльцы на рыльце во время опыления. Внутри завязи находятся семяпочки, из которых после оплодотворения образуются семена.

Пестик окружен большим количеством тычинок, каждая из которых имеет тонкую тычиночную нить, оканчивающуюся пыльником. Пыльник состоит из двух пыльцевых мешков, в которых происходит созревание пыльцы. Пыльца (пыльцевое зерно) внешне разнообразна у разных растений. Она имеет округлую форму, покрыта оболочкой, которая может быть гладкой или неровной в виде выростов, шипиков. Это способствует удержанию пыльцевого зерна на рыльце пестика или на теле насекомого-опылителя. Тычинка является мужской частью цветка.

Тычинки и пестик окружены околоцветником. Он состоит из венчика и чашечки и называется двойным (вишня). Лепестки венчика выполняют защитную функцию и привлекают насекомых-опылителей. Окраска венчика различна и зависит от содержания в лепестках разных пигментов. Чашечка — наружная часть цветка — обычно представлена зелеными чашелистиками, которые выполняют защитную функцию. Околоцветник , не разделенный на чашечку и венчик, называют простым (тюльпан, пролеска).

Все части цветка , за исключением цветоножки и цветоложа, образованы видоизмененными листьями. Чашелистики окрашены в зеленый цвет и почти не отличаются от листьев. Лепестки имеют форму листьев и хорошо заметные жилки. Каждая тычинка образована одним листом, а пестик — одним или несколькими сросшимися листьями, о чем свидетельствует число средних жилок. Доказательством листового происхождения тычинок и пестиков является также их превращение в лепестки в махровых цветках.

Цветки называются обоеполыми, если они имеют и пестик, и тычинки (розоцветные). Однополые цветки содержат или только тычинки (тычиночные цветки), или только пестики (пестичные цветки). У однодомного растения (огурец, дуб, береза, кукуруза) тычиночные и пестичные цветки образуются на одном растении, у двудомного (ива, тополь, конопля) — на разных.

Одиночные цветки для привлечения насекомых-опылителей обычно имеют ярко окрашенные лепестки и крупные размеры. Привлекает насекомых также нектар — сахаристая жидкость, выделяемая нектарниками — железами цветка, которые чаще расположены внутри у основания лепестков.

Обычно цветки группируются в определенном порядке, образуя соцветия. Соцветие — это группа цветков, расположенных определенным образом на одном цветочном стебле, или цветоносе. Биологическое значение соцветий заключается в том, что собранные в них мелкие цветки лучше заметны насекомым и удобны для опыления ветром, так как летящая пыльца встречает на своем пути сразу целую группу цветков.

Различают простые и сложные соцветия . Сложные соцветия состоят из нескольких простых.

Простые соцветия:

* кисть (гиацинт, наперстянка, черемуха): боковые цветки имеют короткие цветоножки и сидят на удлиненной главной оси;
* простой колос (подорожник): на. главной удлиненной оси располагаются сидячие цветки;
* початок (белокрыльник, аир): похож на колос, но имеет мясистую утолщенную ось;
* сережка (ива, грецкий орех): отличается от колоса и кисти свисающей главной осью;
* зонтик (примула, вишня): главная ось укороченная, боковые цветки как бы выходят из одной точки на ножках разной длины и располагаются куполообразно или в одной плоскости;
* головка (клевер): цветки не имеют цветоножек, и главная ось сильно укорочена;
* корзинка (василек, подсолнечник, одуванчик): многочисленные мелкие сидячие цветки расположены на сильно утолщенном и расширенном конце укороченной оси, имеющей вогнутую, плоскую или выпуклую форму; снаружи соцветие защищено зелеными листьями — оберткой;
* щиток (груша): отличается от кисти тем, что нижние цветки имеют длинные цветоножки, в результате чего все они располагаются в одной плоскости.

КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ ПО ИТОГАМ 1-ГО ПОЛУГОДИЯ

Предмет: биология

В каждом задании выберите один правильный ответ.

1.Из зародышевого корешка развивается корень:

А)главный

Б)придаточный

В)боковой

Г)стеблевой

2.Простые листья имеет:

А)рябина

Б)клевер

В)клён

Г)горох

3.Соцветие – это:

А)один цветок

Б)совокупность тычинок

В)группа цветков, расположенных в определённом порядке

Г)совокупность пестиков

4.Если не произойдёт опыления, то:

А)растение перестанет расти

Б)произойдёт опадание листьев

В)не образуются плоды

Г)растение погибнет

5.Растения, семена которых находятся внутри плода, называются:

А)покрытосеменные

Г)плауны

6.Клубень картофеля – это видоизменённый:

А)корень

Б)плод

В)побег

Г)лист

7.Для растений класса двудольных характерна корневая система:

А)стержневая

Б)мочковатая

В)из придаточных корней

Г)только из придаточных и мочковатых корней

8.Вегетативными органами растения являются:

А)корень и побег

Б)семя

В)цветок

Г)плод

9.Годичные кольца в стебле образуются за счёт:

А)сосудов

Б)пробки

В)камбия

Г)сердцевины

10.Покрытосеменные растения господствуют на Земле благодаря наличию:

А)семени

Б)цветков и плодов

В)развитой проводящей системы

Г)развитой корневой системы

В каждом задании выберите три правильных ответа.

11.Генеративными органами растения являются:

А)цветок

Б)стебель

В)корень

Г)плод

Д)семя

Е)лист

12.В корне выделяются зоны:

А)смешанная

Б)мочковатая

В)деления

Г)стержневая

Д)роста

Е)всасывания

13.Подземными видоизмененными побегами являются:

А)корень

Б)корневище

В)усы

Г)клубень

Д)колючки

Е)луковица

14.Для насекомоопыляемых растений характерны:

А)яркая окраска венчика

Б)сухая, лёгкая и мелкая пыльца

В)сильный аромат цветка

Г)длинные тычиночные нити

Д)цветение до распускания листьев

Е)крупная липкая пыльца

15.Сочными плодами являются:

А)ягода

Б)яблоко

В)орех

Г)костянка

Д)жёлудь

Е)боб

ЧАСТЬ В. Уберите лишнее понятие.

1.Венчик, чашечка, околоцветник, околоплодник.

2.Пестик, семя, завязь, рыльце.

3.Почка, черешок, пластинка, жилки.

4.Корень, стебель, лист, цветок.

5.Берёза, пшеница, сосна, яблоня.

ЧАСТЬ С. Дайте краткие ответы на поставленные вопросы.

1.Как называется специализированный орган воздушного питания?

2.Какой процесс жизнедеятельности растений происходит только на свету?

3.Как называется запасающая ткань семени?

КЛЮЧ К ОТВЕТАМ:

околоплодник

фотосинтез

эндосперм

Примечание: задания части А подготовлены по пособию: Биология. Итоговая аттестация. Типовые тестовые задания / Н.А.Богданов, Н.П.Балобанова. – М.: Издательство «Экзамен», 2014; задания части В и С подготовлены учителем самостоятельно.

Игровой урок по теме: " Цветок.Плод.Семя" предназначен для обучающихся 6-ых классов.Может проводиться как обобщающий урок к теме "Генеративные органы растений". Урок содержит разнообразнын задания, позволяющие закрепить и проконтролировать знания обучающихся.Коллективно-групповая работа повышает интерес учащихся к предмету, содействует атмосфере сотворчества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровой урок по теме

«Цветок. Плод. Семя».

Цели урока :

образовательная : контроль знания учащихся по теме «Генеративные органы растений».

Воспитательная: продолжить формирование бережного отношения к природе,

содействовать атмосфере сотворчества через коллективно - групповую работу, повышать интерес учащихся к предмету, используя нетрадиционные формы обучения.

Развивающая : способствовать развитию у учащихся умения сравнивать.

Тип урока: обобщающий

Оборудование: конверты с карточками 3-х цветов для каждого ученика, на доске – красочно оформленные названия ярмарочных рядов, карточки к заданию «Растительный ералаш», видеотехника, кроссворд, тесты для каждого ученика, костюм огородного пугала, жетоны, разнообразные плоды, живые цветы.

Ход урока:

I. Организационный момент : Наш урок называется «ярмарка знаний». Что же такое ярмарка? По толковому словарю С. Ожегова слово «ярмарка» означает – «…большой торг, обычно с увеселениями, развлечениями. Сегодня и у нас будут развлечения. Но самое главное на ярмарке торг и товар. Команда, выгоднее других продавшая свои знания, будет победительницей. За правильные ответы команда будет получать жетоны. Количество заработанных жетонов в конце урока определит победителя.

Каждая ярмарка славится своими торговыми рядами. Обратите внимание на схему торговых рядов на доске.

Итак, начинаем путешествие по «ярмарке знаний».

  1. «ВЕСЁЛЫЙ ТОРГ»

В этом конкурсе проверяется общая информированность учащихся по теме. Путём жеребьёвки определяется тема для каждой команды «Цветок. Плод. Семя».

Работа организуется по цепочке в ряду.

На доске план «коллективного» ответа:

  1. Внешнее и внутреннее строение (цветок, семя, плод).
  2. Их функции (значение).

При ответе учащиеся соблюдают последовательность изложения фактов, рекомендуемую планом. По ходу получают заработанные жетоны (полный правильный ответ) или штрафные очки (если были неточности). Ответы не обсуждаются, наводящие вопросы не задаются – дети сами излагают материал в том объёме, в котором он ими усвоен. Учитель только по мере необходимости направляет учеников.

Заработанные жетоны складываются в общую копилку.

  1. « Светофор».

В этом конкурсе проверяется степень осмысленности знаний и способность в них ориентироваться.

Ребята раскладывают перед собой три сигнальные карточки: красную, жёлтую, зелёную.

Учитель задаёт вопросы классу и называет три ответа « разного цвета» - ребята должны поднять сигнальную карточку того цвета, который соответствует правильному ответу.

1.Цветковые растения размножаются:

Красный - только семенами

Жёлтый – только вегетативно

Зелёный - и семенами и вегетативно .

2.Двудомными называют растения:

Красный – цветки, у которых собраны в соцветия.

Жёлтый - пестичные и тычиночные цветки находятся на одном растении.

Зелёный - пестичные и тычиночные цветки находятся на разных растениях .

3.Венчик цветка прежде всего:

Красный - защищает главные части цветка.

Жёлтый – украшает цветок.

Зелёный – привлекает насекомых .

4.Плод развивается из:

Красный – семязачатка.

Жёлтый – тычинок.

Зелёный – завязи.

5.Запасающая ткань семени:

Красный – Эндосперм .

Жёлтый – губчатая.

Зелёный – древесина.

6. Обоеполый цветок содержит:

Красный – только пестики.

Жёлтый – только тычинки.

Зелёный – и тычинки и пестики .

7. Наибольшее количество белка содержится в семени:

Красный - пшеницы.

Жёлтый - фасоли.

Зелёный - подсолнечника.

  1. « Растительный ералаш»

В этом конкурсе проверяется способность учащихся сравнивать разные растения, способы их опыления.

Учитель показывает видеозаписи с изображением цветов, опыляемых насекомыми. Спрашивает у учеников кем или чем опыляются эти растения, и почему они так считают. Затем, продолжается видеозапись, и ученики убеждаются в правильности своего ответа. Потом учитель обращает внимание учеников на доску и просит их назвать растение, опыляемое насекомыми (на доске рисунки шиповника и ольхи). Учащиеся должны сравнить эти растения и назвать как можно больше признаков ветроопыляемых растений, а потом назвать признаки растений, опыляемых насекомыми. За правильные ответы выдаются жетоны командам. Затем, учитель подводит итог, говоря о том, что насекомоопыляемые растения имеют яркий венчик, приятный аромат, но не все. Например, раффлезия арнольди издаёт неприятный запах, привлекающий мух, опыляющих это растение.

Некоторые насекомоопыляемые растения опыляются разными насекомыми, а например, шалфей луговой – пчёлами. Учитель показывает растение и объясняет, как происходит опыление. Затем, показывается видеозапись – опыление шалфея.

  1. « Почемучка».

Учитель демонстрирует гербарные экземпляры и рисунки с изображением растений и задаёт вопросы:

1.Почему в еловом лесу преобладают растения с белыми цветками: ландыш, майник, седмичник?

2.Почему некоторые растения, например душистый табак, начинают издавать сильный запах только с наступлением вечера?

3.Семена копытня, фиалки муравьи распространяют, а череды, кислицы - нет. Почему?

4.Почему семя кувшинки плавает, а гороха - нет?

5. Почему у тропических орхидей, семена так малы, что похожи на пыль?

6.Почему нельзя срывать большие букеты из полевых цветов?

Затем учитель говорит, что каждый из нас должен беречь природу и уметь слушать её. Ребятам предлагается послушать окружающий мир (учитель показывает видеозаписи и по ходу её просмотра, говорит о том, что человек – это всего лишь маленькая крупинка в окружающем нас мире, но именно от нас очень часто зависит, сохранятся ли разнообразные виды растений, животных на нашей планете, чистая вода, воздух достанутся нашим потомкам).

  1. «Перевёртыши».

Учитель показывает заранее приготовленные карточки. Ребята должны назвать лишнее слово, не связанное по смыслу с другими словами и объяснить, почему это слово лишнее.

1.Рыльце, пыльник, завязь, столбик.

2. Кожура, венчик, корешок, стебелёк, семядоли, почечка.

На доске прикреплены характеристики плодов.

Сухой сочный

Односемянной многосемянной

Вскрывающийся невскрывающийся

Ученикам показывают рисунки, с изображением плодов, а ребята согласно классификации плодов должны назвать лишний плод и объяснить, почему они так считают.

Карточки

1. Мак, горох, капуста, помидор .

  1. капуста, горох, мак , подсолнечник.
  2. яблоко, груша, крыжовник , вишня

6.Следующий этап игры в гостях у « знатока» огородных дел.

В класс приходит ученик, одетый в костюм пугало и зачитывает ребятам «Советы огородникам».

1.Храните семена в полиэтиленовом пакете.

2. Семена огурцов высевайте ранней весной.

3. Чтобы избавить города от тополиного пуха, высаживайте женские растения.

4. чем крупнее семя, тем меньше его заглубляют в почву.

Объясните, почему советы пугало можно назвать вредными? В чём заключаются ошибки?

7. Командам предлагается решить кроссворд. Кроссворд решается коллективно, ребята,быстрее других отгадавшие слова, получают жетон .

Решите кроссворд .

по горизонтали:

1.Совокупность всех лепестков цветка.

2.Часть пестика.

3. Двудомное растение (жизненная форма-дерево).

4.Название плода у мака.

По вертикали:

3.Мужской половой орган растения.

5.Запасающая ткань семени.

6.След от места прикрепления семени к плоду.

7.Перенос пыльцы на рыльце пестика.

Если остаётся время можно предложить командам следующее задание.

9. Исправьте ошибки в тексте.

Какое это удивительное время-весна. На берёзе распустились листья, потом появились цветы, ароматный запах распустившихся цветков привлёк большое количество разных насекомых. Зацветают мать-и-мачеха, одуванчики, насекомые, перелетая с цветка на цветок, осуществляют самоопыление растений.

Весна всё переделывает на свой лад, каждый день новости. Каждый день новые звуки, новые краски, новые запахи.

10 . Итоги урока.

Подсчитываются совершенные за время ярмарки вклады в банки и штрафные очки. Так определяются наиболее ловкие, удачливые купцы, ставшие благодаря своему товару – знаниям – состоятельными людьми. Оценки за урок можно выставить, используя различные подходы. Например, такой:

1-е место – все члены команды получают «5»;

2-е место – 50% - «5», 50% - «4» (решают сами);

3-е место – всем «4».